Направо свернешь — к Гоголю попадешь

28.03.2019

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

В сквере старинной усадьбы на Никитском бульваре, рядом с «Домом Гоголя» — здесь объединены научная библиотека и единственный в России мемориальный музей великого писателя, — стоит знаменитый памятник работы Николая Андреева. Монумент был создан еще в 1909-м, в сотую годовщину со дня рождения Николая Васильевича.

Москву он очень любил, называл (в частности, в письме к Сергею Аксакову) Родиной, и именно в ней провел остаток своей сложной, чрезвычайно насыщенной жизни. Об экспозиции Гоголевского музея «Своему» рассказывает ее автор, дизайнер Леонтий ОЗЕРНИКОВ.

— Последние три года и два месяца жизни Николая Гоголя прошли в этом доме, у друзей — графа Александра Толстого и его жены Анны (урожденной княжны Грузинской). Подлинные интерьеры и мемориальные вещи, к сожалению, не сохранились. К 200-летию со дня рождения Николая Васильевича департамент культуры Москвы проводил конкурс на лучшую концепцию музея. Мой проект победил, а в его реализации мне очень помогли сотрудники «Дома Гоголя», проделавшие огромную, кропотливую работу по отбору материалов.

В оформлении комнат мы пытались совместить их типологическую обстановку, воссозданную по описаниям современников писателя, с превращением обычных предметов в этаких метафизических персонажей. Они как бы повествуют об особом смысле, глубинном содержании происходивших здесь событий, о внутреннем мире классика. Рассказ дополняют его дневники, переписка, воспоминания знакомых.

Духовно близкие ему супруги Толстые жили аскетично, уединенно, а сам Гоголь занимал две комнаты в правой части дома. Их изначальный, сугубо функциональный интерьер преобразован в образно-сценический. В прихожей стоит «сундук странствий», представляющий собой фантастическую стеклянную бричку, хранящую необходимые в дороге предметы, одежду, книги, карты, листы из гербария, — все, что составляло мир интересов писателя. С помощью спецэффектов передается стук колес, характерные для ночной поездки звуки, шелест крыльев пролетающих птиц и создается обобщенный художественный образ скитаний Гоголя и его героев по необъятным русским просторам.

Проследуем в Театральную гостиную. Она обставлена старинной мебелью, подобранной в точном соответствии со временем и статусом хозяев. Здесь проходили встречи с Иваном Тургеневым, Михаилом Щепкиным, Сергеем Аксаковым, Михаилом Погодиным, Иваном Айвазовским, Алексеем Хомяковым и многими другими знаменитостями. На столе, среди вещей, когда-то принадлежавших семье Елизаветы Быковой, сестры Гоголя, особенно ценна чарка, которую он подарил ей на свадьбу. Рядом — диван из дома Михаила Погодина, на котором мог сидеть Николай Васильевич. По стенам развешаны гравюры и акварели с изображением мест, где Гоголь когда-то бывал: Симонов монастырь, Петровский путевой дворец, Оптина пустынь, города Италии.

Стрелки часов остановлены на цифре «3». В это время, в одну из ночей февраля 1852 года, Николай Васильевич сжег здесь свои рукописи, среди которых был и второй том «Мертвых душ».

В память об этом перед камином установлен стеклянный экран в форме храма — символическое воплощение идеи очистительной жертвы, прощания с прошлым. В топке видны горстка пепла и фрагменты обгоревших страниц. В каминном зеркале-экране поочередно возникают образы людей, близких писателю в тот период. Свето-звуковое оформление в определенный момент преображает бытовую обстановку, позволяя ощутить драматизм последних дней жизни Гоголя.

Следующая комната — кабинет, где Николай Васильевич работал, сидя за столом или стоя за конторкой, отдыхал на кровати за ширмой. Настенная графика иллюстрирует его поездку на Святую землю. Тут же — портреты оптинских старцев, архимандрита Антония (Медведева), множество книг, на мольберте — гравюра Федора Иордана с картины Рафаэля «Преображение Господня». Последняя вещь Гоголю очень нравилась, в завещании он даже просил читателей покупать вместо его изображений эстампы, чтобы поддержать художника.

В другой половине дома — еще три музейных зала. Один из них посвящен комедии «Ревизор». В ноябре 1851-го здесь, в приемной графа, Николай Васильевич читал пьесу актерам Малого театра. Объемно-пространственная композиция из стекла выполнена в виде раскрытой книги-сцены, на ней — силуэты гоголевских героев, а также портреты исполнявших эти роли актеров: Петра Каратыгина, Ивана Сосницкого, Михаила Щепкина, Сергея Шумского, Дмитрия Ленского, Прова Садовского, Варвары Асенковой...

Когда в комнате погаснет свет и засияет сцена, послышатся звуки настройки оркестра, смолкнет шум в зрительном зале — прозвучит памятное всем и каждому: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Далее тем же голосом будут произнесены другие знаменитые фразы из бессмертной комедии (а также этюда-послесловия «Развязка Ревизора»).

Мемориальная комната, в которой 4 марта (21 февраля по ст. ст.) 1852 года писатель скончался, оформлена в серых тонах. Стеклянная ширма с изображением ступеней напоминает о любимой книге Николая Васильевича «Лествице» преподобного Иоанна Синайского (Лествичника) и словах, которые Гоголь произнес перед смертью: «Лестницу! Поскорее, давай лестницу!» За стеклом хранится посмертная маска, снятая скульптором Николаем Рамазановым. В помещении звучит негромкая церковная музыка.

В свое время музей был освящен протоиереем Домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова Максимом Козловым. В этой церкви Гоголя отпевали, и сегодня там ежегодно служат по нему панихиду.

Завершает экскурсию Зал Воплощений — своего рода объемная, с использованием инсталляционной бутафории, полисюжетная картина судьбы и творчества классика. Выстроенная в хронологическом порядке экспозиция начинается с изображения иконы Николая Чудотворца в дупле «древа жизни». Согласно семейному преданию, мама будущего классика, ожидая ребенка, молилась перед чудотворным ликом в диканьковской церкви, которую построили на особом месте. Прежде там, на пне дерева, был явлен жителям образ особо чтимого на Руси святого. Мария Ивановна Гоголь дала перед иконой обет назвать новорожденного Николаем.

Также здесь представлены портреты матери, сестер, фото усадьбы Гоголей-Яновских в Васильевке, сделанное в начале XX века. Объемные композиции с изображением старосветских помещиков, Ростовщика, Хлестакова и других персонажей чередуются с книжными иллюстрациями известных графиков, снимками сцен из спектаклей. На колонне в центре — портрет Николая Васильевича с символической свечой-пером в руках.

Довершают рассказ интерактивные киоски, мониторы с записью фильмов. Такое сочетание предметов материально-художественной культуры с мультимедийными технологиями воздействует на зрителей довольно эффективно. Многие здесь заново открывают для себя творчество русского гения, осознают, что многого о нем не знали.


P.S.: По словам сотрудников музея Ольги Зазулиной и Олега Робинова, к юбилею классика в Театральной гостиной развернута выставка «200+10», где демонстрируются новые поступления — вещи, сохраненные потомками Елизаветы Быковой.


Фото на анонсе: Сергей Пятаков/РИА Новости





Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть