Добрый памятник поставлен двум героям всей страной

07.02.2018

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

С 30 января этого года в Государственном историческом музее действует выставка, посвященная знаменитому на весь мир произведению Ивана Мартоса. 200 лет назад близ Кремля был воздвигнут величественный парный монумент этого скульптора в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Юбилейная экспозиция представляет старинные гравюры и фотографии с его изображением, а также миниатюрные копии.

Подпись на главной скульптурной композиции всея Руси лаконична и понятна для каждого: «Гражданину Минину и князю Пожарскому». Идея о создании такого памятника возникла в начале XIX века в кругу просвещенных патриотов России и была горячо поддержана императором и народом. Выдающийся ваятель трудился в тяжелые дни Отечественной войны 1812 года. Памятник на все последующие эпохи стал символом национального единства, доблести русского воинства, одной из основных достопримечательностей древней столицы.

Земский староста из Нижнего Новгорода, купец Кузьма Минин во время Смуты организовал сбор средств на содержание Второго ополчения, пожертвовал на великое дело все свои сбережения. А возглавил народную армию талантливый военачальник, князь Дмитрий Пожарский. Ополченцы выступили в поход в конце зимы 1612 года, прошли по Волге до Ярославля, а далее двинули на Москву. На подступах к столице разгромили интервентов и с боями вошли в город. После ожесточенных сражений 1 ноября (22 октября) польский гарнизон, засевший в Кремле, сдался и покинул крепость. Эти славные страницы истории Отечества всегда будут памятны и поучительны. Не случайно спустя двести лет, в момент новой смертельной опасности, грозящей на сей раз со стороны наполеоновских полчищ, в народе возникло желание увековечить память героев-предшественников.

Предложение о создании произведений искусства, воспевающих подвиг Минина и Пожарского, впервые прозвучало в 1802 году в стенах Императорской Академии художеств, а инициатором возведения большой скульптуры выступил — на заседании Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, в феврале 1803-го — литератор Василий Попугаев. Уже в 1804-м в специальном издании «Твердость духа Русских» появилось сообщение о том, что Иван Мартос сделал первую модель будущего памятника. Следующие несколько лет мастер совершенствовал композицию, трудился над эскизами. Окончательный вариант был утвержден после победы в конкурсе, в ноябре 1808-го. Тогда же по указу императора Александра I приступили к сбору денег на сооружение монумента.

Первоначально его планировали воздвигнуть в Нижнем Новгороде, но позднее все же решили установить в Москве. К работе над скульптурой Иван Петрович приступил в 1812 году. Будучи убежденным классицистом, он умел сочетать собственную увлеченность античностью с национальным характером. Минин одет в русский костюм, рядом с Пожарским лежит островерхий шлем. Одной рукой полководец опирается о щит с ликом Спаса. Герои исполнены недюжинной силы и мужества, композиция предельно проста и выразительна.

Постамент из красного гранита украшен двумя горельефами. На одном из них воины под командованием Пожарского изгоняют поляков из Москвы. На втором — нижегородцы несут пожертвования на нужды ополчения. Среди них скульптор изобразил самого себя, отправляющего сыновей на службу Родине, и этим подчеркнул прямую историческую связь с событиями 1812 года. Старший сын ваятеля участвовал в сражении на Березине, младший — талантливый скульптор и архитектор — погиб от рук наполеоновских солдат во время «пенсионерской поездки» в Европу. Отливку из бронзы осуществил в 1816-м Василий Екимов. Из Петербурга в Белокаменную монумент везли вместе с постаментом по недавно построенной Мариинской водной магистрали, соединившей Балтику с Волжским бассейном. Место установки напротив Кремля, рядом с торговыми рядами, определил сам автор. Торжественное открытие состоялось 4 марта 1818 года в присутствии императора Александра I, при большом стечении народа — ведь это был первый скульптурный памятник в Первопрестольной.

Образы героев оказались очень близки русским людям, вдохновляли многие поколения соотечественников на ратные подвиги. В начале Великой Отечественной, когда враг рвался к Москве, в СССР вышел плакат «Наши силы неисчислимы» с изображением партизана на фоне уже ставшего знаковым монумента. В разговоре с корреспондентом «Своего» заместитель директора ГИМ Андрей Яновский специально отметил:

— Даже в послереволюционные годы, в период массового уничтожения художественных ценностей, власти сочли необходимым его сохранить. Лишь передвинули в 1931 году на новое место, к храму Василия Блаженного. В наши дни скульптура стала эмблемой возрожденного Российского исторического общества. Ее изображения есть во всех книгах о Москве, путеводителях по столице, на марках, монетах, сувенирах, значках...

Сейчас решается вопрос о реставрации памятника, и очень важно в этот ответственный момент прислушаться к мнению авторитетных специалистов. Народный художник России, академик, скульптор Александр Рукавишников считает:

— В реставрации нет необходимости. Не нужно уничтожать прекрасную вековую патину и превращать скульптуру в начищенный самовар. В XIX веке все делали на совесть, и даже если теперь в металле появилась небольшая трещина, то лично я не вижу в этом ничего страшного. В мировой и отечественной практике известно много примеров неудачной реставрации знаменитых произведений искусства. Лучше этот старейший и главный памятник Москвы не трогать, сохранить в первозданном виде.


Иллюстрация на анонсе: В. Тимм. «Красная площадь во время коронации Александра II». 1856

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть