По традиции старинной городской
26.09.2017
Юбилей главного города страны у всех на слуху. Осень позволяет окунуться как в праздничную, сугубо развлекательную атмосферу, так и в среду, где приятное и полезное отменно сочетаются.
Поход на выставку «Пейзажи старой Москвы», организованную в Государственном историческом музее, — маленькое путешествие во времени, возможность увидеть, какой была наша столица двести, триста лет назад. Два зала вместили в себя акварели и рисунки художников, обозревавших Первопрестольную в далекие от нас эпохи. Виды исчезнувших памятников архитектуры, перестроенных за века до неузнаваемости московских улиц и двориков, соседствуют с художественной репрезентацией сохранившихся достопримечательностей. Посвященная 870-летию Москвы, эта выставка будет работать до 16 октября.
ГИМ — обладатель крупнейшей коллекции превосходной графики. Основой собрания служат дары Петра Щукина и Алексея Бахрушина, завещанные музею в начале ХХ века. В 1926 году эти фонды пополнились экспонатами из расформированного Музея Старой Москвы, позже появились и другие ценные приобретения. Наиболее древние среди них — работы европейских мастеров.
Рисунок неизвестного автора начала 1700-х показывает москвичей в древнерусских костюмах, а в целом — довольно причудливый, фантастически-экзотический облик златоглавой столицы Московии. Следующие по хронологии произведения, созданные уже в 1780–1790 годах, с максимальной достоверностью дают представление о том, как выглядели Тверская застава и Сухарева башня, Московский печатный двор на Никольской улице и Потешный дворец в Кремле, а также иные канувшие в Лету сооружения.
Особенно интересна «Панорама Москвы с террасы Воробьевского дворца», воспроизведенная архитектором Франческо Кампорези. Эта работа не точна с точки зрения топографии, однако передает красоту и мощь огромного города, который иностранцы сравнивали с Константинополем. Панорама, бережно отреставрированная специалистами ГИМ, выставляется впервые, как, впрочем, и львиная доля всей экспозиции.
В России городской пейзаж появился в конце XVIII века. Основоположником жанра выступил выпускник Императорской академии художеств Федор Алексеев. В 1800–1802 годы по заказу Павла I он с учениками Ларионом Мошковым и Александром Кунавиным исполнил около 70 акварелей с московскими видами. На выставке есть несколько работ из этой серии, демонстрирующих, какой была архитектура Первопрестольной в начале XIX столетия. Многие здания погибли при пожаре 1812 года, были впоследствии разобраны или перестроены. Одна из акварелей изображает деревянные Триумфальные ворота, сооруженные на Страстной площади к коронации Павла I, на другой — взгляд художника на Воскресенские (Иверские) ворота, Главную аптеку, Неглинный мост и бастионы Петровских времен. Сейчас на этом месте находится здание Исторического музея.
«Вид Красной площади со стороны Каменного моста» — выполненный в технике акварели повтор известного полотна Федора Алексеева. За картину он получил от государя щедрый подарок — перстень с бриллиантом. А один из лучших учеников мастера Максим Воробьев, побывав в Москве в 1817 году, запечатлел уже отреставрированный после пожара Кремль и пока еще не восстановленные здания.
Работа Ивана Лаврова повествует о визите Александра I в Кремль 15 августа 1816 года — впервые после окончания войны.
Ученик Матвея Казакова Алексей Бакарев в те годы занимался воссозданием сгоревшего города, служил директором Архитектурного училища, прилично рисовал. Его «Вид Новоспасского монастыря и Крутицких палат со стороны Москвы-реки» хранит былое очарование заповедного уголка.
Представлены здесь и две акварели французского графика, литографа Огюста Кадоля, судьба которого необычна и запутанна. Он был участником наполеоновских войн, попал в русский плен и оттуда бежал, а через несколько лет вернулся в Москву и создал серию очень подробных пейзажей. По ним были изданы популярные альбомы. Большая часть оригинальных акварелей Кадоля находится в Париже, в коллекции министерства обороны Франции. По одной из версий, их автор был тайным агентом и рисовал по заданию французской разведки.
Немец Эдуард Гертнер прославился как летописец Берлина, но бывал и в Российской империи. Его произведения отличаются предметной точностью и живописностью. По рисункам Гертнера в Германии было литографировано 12 видов Москвы. Написанная им акварель сохранила для нас облик одной из красивейших церквей — Николая Чудотворца «Большой крест» на Ильинке, построенной в 1680-е в стиле нарышкинского барокко и разрушенной в 1934 году.
Петербуржец Василий Садовников происходил из крепостных княгини Натальи Голицыной, прототипа старой графини из «Пиковой дамы», работал по заказу Императорского двора, создал множество замечательных пейзажей Санкт-Петербурга. Три ранние его работы из собрания ГИМ посвящены Москве. Одна из них — «Вид на Иверскую часовню у Воскресенских ворот Китай-города во время торжеств по случаю коронации Александра II». По древней традиции, когда император приезжал сюда, он обязательно молился подле Иверской иконы Божией Матери: один из таких эпизодов и стал сюжетом миниатюры.
Наибольшее число ранее неизвестных произведений выполнено москвичами, преподавателями и учениками Московского училища живописи и ваяния, Школы рисовальной в отношении к искусствам и ремеслам, основанной графом Сергеем Строгановым, а также Дворцового архитектурного училища. Эти вещи отличаются особой теплотой, проникнуты любовью к родному городу.
«Вид Кремля из-за Москвы-реки у Москворецкой башни» Федора Ясновского показывает главный символ России в несколько непривычном для нас готическим стиле, к тому же с весьма необычными пропорциями. Неброские, но очень изящные акварели учителя Ивана Тургенева Иосифа Вивьена де Шатобрена создавались по заказу издателя литографий Иосифа Дациаро.
Яркими куполами на фоне чистого голубого неба завораживает мастерски исполненный «Вид на Покровский собор от Лобного места» Андрея Редковского.
Многие «картинки» содержат любопытные сведения о жизни горожан. В середине XIX века Москва была хрестоматийно патриархальной, на рисунке неизвестного автора, изобразившего территорию Кремля, можно заметить девушку, которая несет на коромысле ведра с водой, — из родника, бьющего у Тайницкой башни. А Николай Маковский запечатлел женщин, стирающих белье в Москве-реке, рядом с Храмом Христа Спасителя.
Завершающие выставку экспонаты конца XIX — начала XX века интересны в первую очередь как наглядное пособие по изучению облика старой столицы, важных исторических событий. Неизвестные ранее рисунки Аполлинария Васнецова некогда выполнялись как иллюстрации для журнала.
Замечательны акварели «Коронация Александра III. Иллюминация здания Главного архива МИД на Моховой 15, 16 и 17 мая 1883 года» Дмитрия Чичагова и «Коронация Николая II. Вид на Кремль и Москворецкий мост во время ночной иллюминации» Николая Каразина.
Как рассказала «Своему» куратор проекта, заведующая отделом изобразительных материалов ГИМ Наталья Скорнякова, совсем недавно произошло приятное для организаторов выставки событие — атрибуция произведения, автор которого считался прежде неизвестным. Сопоставив акварель «Церковь святителя Николая в Щепах у Смоленского рынка» с оказавшейся поблизости работой Леонида Браиловского «Вид собора Василия Блаженного зимой», специалисты пришли к выводу: обе писал один и тот же человек.
Также Наталья Николаевна посетовала на то, что в два зала не поместилась вся музейная коллекция изобразительной летописи Старой Москвы, и у руководства ГИМ есть планы показать расширенную версию выставки в помещениях Школы акварели С.Н. Андрияки в 2018 году. Издан красочный каталог, включающий наиболее интересные репродукции, а его электронная версия доступна в интерактивном киоске, установленном в Государственном историческом музее.
Иллюстрация на анонсе: А. Бакарев. «Вид Новоспасского монастыря и Крутицких палат со стороны Москвы-реки». 1800–1801