По Тверской-Ямской, да с гармошечкой

28.06.2017

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Двадцать лет назад единственный в России Музей гармоники стал государственным. А возник он давно, существовал первоначально в виде частной коллекции. Его создатель — самобытный музыкант, ученик Елены Гнесиной, доктор искусствоведения, профессор Альфред Мирек. 

Судьба этого всесторонне одаренного человека была крайне непростой. Как сын врага народа он даже провел два года в местах, не столь отдаленных. Но любовь к музыке и начатому делу оказалась сильнее трудностей и невзгод. По выходе из лагеря Альфред Мартинович самостоятельно освоил игру на аккордеоне. В то время, в 1940-е, не было нужных ему пособий, и он написал, сначала для себя, хороший самоучитель, который впоследствии был издан миллионными тиражами и разошелся по всему миру. Как вспоминает его вдова, а ныне директор Музея русской гармоники Наталья Мирек, послания с благодарностью автору приходили с самых разных уголков земли. «Альфред-ага, я научился играть по Вашему самоучителю», — признавался ему в письме житель одной из далеких арабских стран. 

Тогда же Мирек стал изучать историю аккордеона. Мотался по городам и весям, собирая редкие инструменты и архивы. Позднее, когда стало возможно, установил контакты с зарубежными музыкантами и музеями. Коллекционер был ко всему прочему талантливым ученым-исследователем, создал схему-родословную гармоники, принятую теперь во всем мире. Написал несколько исторических книг. 

Постепенно сложилась уникальная во всех смыслах коллекция, которую даже зарегистрировали в каталоге ICOM ЮНЕСКО. Вначале музей находился в подмосковном Софрино, потом — на консервации — в обычной московской квартире. Друг Мирека Юрий Никулин ходатайствовал перед правительством Москвы о выделении площади для постоянной экспозиции, и в итоге было предоставлено помещение на 2-й Тверской-Ямской, где она находится по сей день. 

В 1997 году Альфред Мартинович принял решение подарить свое собрание Москве — к 850-летию города. Он понимал, что статус государственного даст музею новую жизнь, сделает его национальным достоянием, откроет двери для широчайшего круга зрителей. 

В своих научных трудах Мирек доказывает, что первая в мире гармоника была изготовлена в России: изначально Франтишек Киршник сделал необычного вида настольный инструмент для настройки органа. Это первенство оспаривает у чешского мастера голландский акустик, создатель говорящей машины Христиан Готлиб Кратценштейн. Оба иностранца работали в Санкт-Петербурге в одно время и наверняка были знакомы. Киршник открыл новый принцип звукоизвлечения — с помощью металлического язычка, колеблющегося при движении воздуха. Так появилось и стало развиваться семейство язычковых музыкальных инструментов. Сначала гармоника была почти исключительной принадлежностью дворян, а ее звучание напоминало органную музыку. Сохранились воспоминания Андрея Тургенева о том, как играла народные песни на настольной гармонике графиня Авдотья Свечина. Реконструкция этого инструмента находится в экспозиции. Представлен здесь и подлинный экспонат — популярная фисгармония французского мастера Александра Франсуа Дебена. 

Знакомая всем ручная гармоника впервые была изготовлена в Германии и получила распространение в России в середине XIX века, когда ее аналоги стали делать тульские мастера. В музее хранятся первые, еще довольно примитивные, образцы ручной работы и значительно усовершенствованные инструменты более позднего времени. 

В России, как известно, гармонь чрезвычайно популярна. Ни в одной стране мира не создавалось столько разнообразных ее моделей. Таковых у нас более шестидесяти, в то время как, например, в Италии всего две-три. Это связано с тем, что наша музыкальная культура в основном была хоровой, искусные мастера по этой части были наперечет, и за гармони брались любые ремесленники — оружейники, печники. 

«Уголок мастера» посвящает зрителей в секреты подобного производства. Умельцы приспосабливали инструменты под напевы родных мест, поэтому возникло множество разных по звучанию и внешнему виду гармоник. Порой музыкант, владевший ливенкой, не мог сыграть на саратовской — считалось особым шиком освоить и ту, и другую, а если подвернется, то и какую-нибудь третью... В одном из залов можно увидеть фотографии гармониста рядом с горкой гармоник, на которых он играл по очереди, показывая свое виртуозное мастерство. 

Два десятка лет музей находится в ведении департамента культуры Москвы. До июня 2017-го он входил в объединение «Музей Москвы». В этом году произошла реорганизация, и по решению департамента Музей русской гармоники А. Мирека стал отделом Музея Александра Скрябина. А вскоре все столичные музыкальные музеи образуют свое особое объединение. 

Рассказывает Наталья Мирек:

— У нас не просто музей. Наши экспонаты звучат, а экскурсоводы в большинстве своем неплохо владеют инструментами. Регулярно проводим концерты, поддерживаем связи с известными музыкантами, играющими на гармонике, баяне, аккордеоне, — как в России, так и за ее пределами. Планируем воссоздать подлинную манеру исполнения эпохи конца XIX — начала XX века. Сегодня видим множество стилизаций, а ведь русская исполнительская культура, связанная с пением под гармонику, была очень высокой. Хотим восстановить это искусство — в противовес ширпотребу а-ля рюс, развенчать миф о том, что деревня всегда была дружна с пьянством, что там сплошь грубость и бескультурье. Многие народные песни весьма целомудренны, а в старину под гармонь пели духовные стихи. К примеру, «Коробейники» известны ныне лишь наполовину, и это искажает содержание песни: 

На Покров домой приду 
И тебя, душа-зазнобушка,
В Божью церковь поведу...

То, что принесли 1920-е, русскому народу чуждо. В дореволюционной России не было пошлых и блудных песен. Во время наших экскурсий видим, как радостно становятся в хороводы дети и подростки, как они играют в традиционные игры. Им у нас по-настоящему нравится. Для этой аудитории в музее много развлекательных, познавательных и духовно-просветительских программ. Отмечаем православные праздники. Есть игровые программы: «Не все коту масленица» с гармонистом в костюме кота, «Конфетки-бараночки» — мастер-класс по кадрили, «Лето красное» с рассказом о народных традициях и музыкальных играх XIX века, «Фестиваль музыкальных язычков» с квестами и кроссвордами, мастер-классы по пошиву русского народного костюма и созданию кукол. 

Чтобы завладеть детским вниманием, нужна искра. Скучный экскурсовод с указкой не сможет донести того, о чем важно знать подрастающему поколению. Концертный зал музея вмещает до сотни человек. У нас есть два музыкальных коллектива — фольклорный и дуэт аккордеонисток, исполняющих эстрадные мелодии разных стран. Здесь можно прослушать коллекцию старинных звукозаписей. В общем, работаем по принципу живого музея. 

Готовим к изданию книгу «Русская гармоника» — научный труд, написанный популярным языком. Участвуем во многих проектах департамента культуры Москвы — в днях исторического и культурного наследия, «Ночи музеев», «Ночи искусств», фестивале «Интермузей». Занимаемся программами: Олимпиада «Музеи, парки, усадьбы» и «Всей семьей в музей». 

При поддержке столичного правительства совместно с храмом Успения Богородицы в Путинках и Клубом во имя святых Петра и Февронии организуем ежегодно 8 июля в саду «Эрмитаж» праздник «Сердца любовью зажгите!». На этот раз планы особенно интересные и насыщенные: концерт с участием известных артистов, показ трех коллекций реконструированной народной одежды, мастер-классы для детей и взрослых по гончарному ремеслу, изготовлению букетов, вышивке, вязанию платков и другим ремеслам. 

12 июля там же, в «Эрмитаже», пройдет молодежный «Ромашковый бал», где все будет по-нашему, по-русски. Ведь главная цель работы музея —возрождение исконной культуры, воспитание молодых людей в лучших национальных традициях. 

Конечно, мечтаем о большей площади для экспозиции, об особнячке с вместительным концертным залом и пространством для сменных тематических выставок. 

Альфред Мирек организовал в свое время Московский международный фестиваль «Гармоника — душа России», который ежегодно проходит в музее и на столичных концертных площадках. Там, как правило, представлена вся палитра русских региональных гармоник, звучат язычковые и другие инструменты, присутствует жанровое многообразие. Когда-то Альфред Мартинович выступал в Концертном зале им. П.И. Чайковского как аккомпаниатор ансамбля Моисеева. В 2003-м он впервые вышел на сцену уже в качестве автора этого музыкального и культурно-просветительского проекта. 

В ноябре 2017 года состоится наш пятнадцатый фестиваль. Также отметим двадцатилетие открытия государственного Музея русской гармоники и 95 лет со дня рождения его основателя. 

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть