Наш паровоз вперед летит

26.01.2017

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

В минувшем году у «Российских железных дорог» — одной из крупнейших в мире магистральных сетей протяженностью 85,3 тыс. км — началась полоса больших юбилеев. В апреле 2016-го исполнилось 180 лет со дня подписания Николаем I указа о постройке пригородной линии общественного пользования от Петербурга до Царского Села. 175 лет назад, 13 февраля по новому стилю, тот же император издал указ о строительстве дороги между двумя столицами. 

160 лет назад, 7 февраля 1857-го, другой монарх, Александр II, постановил проложить первую отечественную железнодорожную сеть «от Санкт-Петербурга до Варшавы... от Москвы до Нижнего Новгорода». Тогда же было учреждено Главное общество российских железных дорог.

Царскосельскую ветку сооружали крепостные крестьяне и солдаты. Рельсы и прочее необходимое приобретали за границей. 11 ноября 1837 года первые пассажиры — император, сановники и дипломаты — отправились из пункта А в пункт Б и благополучно прибыли к месту назначения. Удачный опыт дал начало более масштабному строительству. Через четырнадцать лет была официально открыта двухпутная дорога, соединяющая град Петров и Первопрестольную. Экономические и военные интересы державы требовали скорейшего развития железнодорожной сети, и во второй половине XIX века этот, не прекращающийся и поныне, процесс пошел. 

Об истории и современности великой русской «чугунки», о людях, посвятивших ей свою жизнь, лучше других знает, надо полагать, Надежда Александрова, директор Музея железнодорожного транспорта Московской железной дороги. Ей и предоставим слово.

— Наши экспозиции находятся в основном внутри уникального пространства бывшего «Траурного поезда Ленина», закрытого в том прежнем виде еще 20 лет назад. Музей железнодорожного транспорта начал работать здесь для посетителей 5 августа 2011-го. Мы стремились организовать его так, чтобы не нарушать того, что было. По-прежнему главный экспонат — единственный сохранившийся в мире паровоз серии У, выпущенный в 1910-м. 23 января 1924 года он вез знаменитый похоронный состав от станции Герасимовской до Павелецкого вокзала. Локомотив развивал скорость до 105 км в час, то есть был примерно в два раза быстрее абсолютного большинства других паровозов. Создавали его на Путиловском заводе, а всего было произведено 56 таких машин. Раритет сохранился как раз благодаря тому, что выполнил особую миссию. Ныне это памятник федерального значения. Ради него к Олимпиаде-80 было построено по проекту архитектора Леонида Павлова специальное здание.

Все, что мы показываем, — подарки ветеранов и служб РЖД. Железнодорожники всегда бережно относились к историческому наследию, традициям и тому очевидному факту, что их вид транспорта неразрывно связан с судьбой Отечества, помог России стать по-настоящему великой страной. 

Экспозиция оформлена в хронологическом порядке. На почетном месте в масштабе 1:2 — макет первого русского паровоза, сконструированного еще в 1833–1834 годах бывшими крепостными инженерами Ефимом и Мироном (отцом и сыном) Черепановыми. Рядом материалы о строительстве Царскосельской линии, открытие которой считается днем рождения «Российских железных дорог». Ее протяженность составляла всего 26,3 километра. В работе над этим вошедшим в национальную историю проектом участвовал будущий первый министр путей сообщения Павел Мельников. 

В соседней витрине — акварельные зарисовки дороги Санкт-Петербург — Москва 1851 года. Воссоздано купе вагона 1-го класса. Классы тогда определялись по цвету. В таком, синем, было четыре купе со всеми удобствами и отдельным входом с улицы. Попасть туда можно было только во время остановки. Постепенно на смену этим вагонам пришли другие — со сквозными коридорами. Второму классу соответствовал желтый цвет, такой вагон тоже был комфортабельным. Зеленый — 3-го класса, с деревянными лавками. Багажные красили коричневой краской.

Следующая витрина посвящена нашим «королям», богатейшим людям XIX — начала ХХ века, построившим у нас почти все железные дороги: Ивану и Савве Мамонтовым, Карлу и Николаю фон Меккам, Федору Чижову, Петру Губонину, Павлу фон Дервизу... 

Протянувшаяся по всей империи сеть дорог — Петербурго-Варшавская (1862), Московско-Нижегородская (1862), Московско-Рязанская (1864), Московско-Ярославская (1870), Транссибирская магистраль (в начале XX века включала в себя восемь направлений) и другие — стала кровеносной системой России. Николаевская дорога, соединявшая две столицы, и Транссибирская магистраль были казенными. Большинство других — частными, государство имело право выкупить их через двадцать лет после постройки. В марте 1918 года все они были национализированы. 

Старинные документы и фотографии свидетельствуют: статус и социальная защищенность железнодорожника всегда были на приличном уровне. На одной из инсталляций видим начальника станции и телеграфиста в интерьере кабинета рубежа прошлых веков. На другой — путейских рабочих и фрагмент полотна: чувствуется запах деревянных шпал, пропитанных для защиты от разрушения креозотом. Тут много образцов форменной одежды разных эпох, личные вещи руководителей и рядовых сотрудников, ведомственные награды, памятные подарки. А также — путевые костыли, старинные сигнальные фонари, макеты ручной и автоматической сцепки, образцы рельсов — английских, немецких, уральских, с Демидовских заводов. 

Наглядно отмечена роль отрасли в годы Первой мировой, когда стали выпускать бронепоезда и санитарные эшелоны. Отражены события Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны, восстановления страны, электрификация, первый субботник на железной дороге, отправление первой электрички в 1929 году из Москвы в Мытищи. Есть специальный раздел, посвященный огромному вкладу железнодорожников в Победу советского народа над фашизмом. 

Особое внимание уделено Московской окружной дороге, сданной в эксплуатацию в 1908-м и ставшей в мае 1917 года официальной границей города. Проект был разработан инженером-строителем Петром Рашевским. Проезд по ней стоил дорого, поэтому пассажирские перевозки быстро отменили. Но как грузовая она имела очень большое значение, особенно в годы Великой Отечественной. Все станционные здания там спроектированы архитектором Александром Померанцевым, мосты — инженерами Николаем Белелюбским и Лавром Проскуряковым. Два моста, которые в наши дни уже не могли выдерживать возросшую нагрузку, были перенесены и включены в конструкцию новых, пешеходных, через Москву-реку: Пушкинского и Богдана Хмельницкого. 

В 1946 году построили Большое кольцо вокруг столицы, а прежнее стали называть Малым. Сейчас дорогу электрифицировали, добавился третий путь, и наряду с грузовыми поездами по ней летают пассажирские «Ласточки». Теперь это Московское центральное кольцо. 

В экспозиции много интересного о современной истории РЖД. Московская железная дорога — инновационная. В 2000-х началось движение до всех аэропортов аэроэкспрессов, их удобство и востребованность демонстрирует видеоролик. Еще одна инсталляция показывает, как развивались пригородные перевозки. 

Специальные макет и ролик рассказывают о крупнейшей в Европе автоматизированной сортировочной горке Бекасово, где формируются грузовые составы. Тут же, напротив, под стеклом макеты «Сапсанов». Любопытны фотоматериалы о летнем лагере и учебном центре, что связаны с Детской дорогой в Кратово, там ребята пробуют силы в разных специальностях, от проводника до машиниста и начальника поезда. Оригинальный сенсорный киоск оформлен в виде паровозной топки. Дети могут играть в стрелочника, изучать типы локомотивов, рассматривать старинные и новые здания вокзалов. 

Музею также принадлежат две крупные и весьма примечательные экспозиции. Одна из них представляет собой открытую площадку на Рижском вокзале со множеством единиц техники, расположенной по хронологии использования. Вторая — станция Подмосковная Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги с комплексом построек 1901 года. Здесь можно узнать о том, как была организована инфраструктура в начале ХХ века: вокзал, водонапорная башня, дом начальника станции, действующее депо с поворотным кругом, интерьеры, оборудование, паровоз в разрезе (благодаря светодиодным лентам видно, как работают его устройства); расторопный буфетчик спешит навстречу путешественнику с чаем, улыбчивый приемщик в багажном отделении сторожит чемоданы. Миниатюрный кинозал стилизован под старинный дилижанс. Зеркало-монитор, как машина времени, отражает лица современных посетителей и показывает, какими они были бы в начале прошлого века. 

Наши экспонаты часто используются для съемок кинокартин. К примеру, в 2008 году на Подмосковной снимался эпизод из фильма «Адмиралъ». В основном здании музея Джонни Депп проводил в 2013-м свою фотосессию, приуроченную к российской премьере «Одинокого рейнджера». 

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть