Приключения британцев в России
21.11.2016
«Свой» продолжает рассказывать о замечательных культурно-исторических объектах, входящих в Музейное объединение «Музей Москвы». Сегодня журнал знакомит читателей со «Старым Английским двором», бережно восстановленным столичными властями в конце XX века и вновь открытым в начале этого года.
На Варварке находится один из самых древних архитектурных памятников Москвы. Со времен Ивана Грозного до середины XVII столетия здесь обреталось старейшее представительство иностранной державы. Чудом сохранившееся здание в 1956 году обнаружил под многочисленными наслоениями и позднейшими перестройками, а затем восстановил выдающийся ученый, реставратор Петр Барановский. В 1994-м по инициативе правительства Москвы при участии королевы Великобритании Елизаветы II тут был открыт музей «Старый Английский двор».
Эти палаты в начале XVI века возводил «сурожский гость» Иван Бобрищев, по прозвищу Юшка. После его кончины они перешли в собственность казны. В 1556 году молодой царь Иван IV пожаловал дом своим новым друзьям — английским купцам из только что созданной Московской компании. Предшествовало этому полное опасностей путешествие негоциантов и мореходов с Туманного Альбиона, бросивших в августе 1553-го якорь у берега Белого моря, в устье Северной Двины. Капитану судна «Эдуард Благое Предприятие» Ричарду Ченслеру и его команде очень повезло: они были встречены гостеприимными поморами. Моряки двух других кораблей экспедиции погибли при загадочных обстоятельствах.
О прибытии иностранцев сообщили русскому государю, который пригласил Ченслера в Москву. В январе 1554-го тот был принят во дворце и вручил царю грамоту от короля Эдуарда VI, желавшего наладить торговлю с отдаленными странами. Величина стольного града, красота Кремля и роскошь царской свиты поразили английского капитана. Русь представилась ему страной, чрезвычайно богатой «землей и людьми». Свои впечатления он в дальнейшем описал в «Книге о великом и могущественном царе России и князе Московском, о принадлежащих ему владениях, о государственном строе и о товарах его страны».
Весной 1554 года Ченслер отбыл на родину с ответной грамотой, в которой Иван IV пообещал королю Англии даровать право беспошлинной торговли. Обрадованные британцы учредили ту самую Московскую компанию, причем ее акционерами стали не только купцы, но и аристократы. Все они получили монопольное право торговать с нашей страной. Удачливый капитан вновь посетил Москву, и договор об экономическом сотрудничестве был заключен. В обратный путь вместе с ним и другими компаньонами отправился в августе 1556-го дьяк Посольского приказа Осип Непея.
В шторм у берегов Шотландии Ченслер и часть его команды погибли. А первый русский посланник благодаря самоотверженности моряков спасся, благополучно добрался до Лондона и передал английскому правительству царские грамоты. Вскоре после этого в столицу Руси прибыл представитель Московской компании Энтони Дженкинсон, и с тех пор торговля между двумя странами активно развивалась. Большим спросом в Англии пользовались русские лен, пенька, масло, сало, мед, меха, воск, лес, парусина и другие товары. Многие из них (корабельный лес, например) весьма поспособствовали успехам островитян в борьбе с Великой испанской армадой. Слюдяные окна из «московского стекла» сделали более комфортными жилища британцев, а Шекспир, не исключено, творил при свечах из нашего воска.
Государь всея Руси тоже был рад заморским друзьям — много воевавшая страна остро нуждалась в оружии и боеприпасах, материалах для развития строительства, металлургии, оружейного дела.
У России не имелось флота, и западные партнеры взяли основную часть торговых дел на себя. Привозили сукно, бумагу, сахар, сухофрукты и вино из Южной Европы. Делились новыми технологиями. Иностранные специалисты — врачи, инженеры, ремесленники — приезжали из Англии для работы при государевом дворе. Первая на Руси аптека была создана для царской семьи Джеймсом Френчем (прозванным Яковом Астафьевым), присланным английской королевой Елизаветой I.
За выход на запад через Балтийское море Россия долго боролась с Польшей, Литвой и Швецией, торговая блокада со стороны соседей мешала ее развитию. Северный путь в Британию стал тогда для Москвы «окном в Европу». Царь искал в Англии военного союзника и даже строил планы на брак с племянницей королевы. После покорения Казани и Астрахани его влияние распространилось до Кавказа, и Энтони Дженкинсон с разрешения Ивана IV исследовал возможности торгового пути в Китай и Персию. Английские купцы получили право вести дела не только на севере, но и на юге Русского государства, имели представительства в Новгороде, Пскове, Ярославле, Казани, Астрахани, Костроме.
Дипломат Джером Горсей управлял на протяжении ряда лет конторой Московской компании, в 1580 году он помогал в доставке из Британии боеприпасов, обеспечивал переписку между царем и королевой. В 1590-е издал у себя на родине мемуары «Записки о России», пользовавшиеся большой популярностью.
В дальнейшем Московской компанией было приобретено за Ильинскими воротами в Белом городе еще одно, более обширное владение, названное Новым Английским двором.
Двустороннее сотрудничество развивалось вплоть до 1649 года, пока царь Алексей Михайлович, возмущенный казнью в Великобритании короля Карла I, не выселил Московскую компанию с подворья и не ограничил ее в правах. На Варварку англичане уже не вернулись. При Петре I многих британских купцов принял Петербург.
Здание, связанное с их деятельностью в Москве, в последующие века часто меняло владельцев и в конце концов оказалось перестроенным до неузнаваемости. До того как его обнаружил Петр Барановский, оно считалось вовсе утраченным.
Александр Сотин, руководитель музея «Старый Английский двор»:
— Наш музей после двух лет реставрации вновь открылся для посетителей в январе 2016-го. Он находится, можно сказать, в самом центре главного исторического квартала столицы. Отсюда равно удобно проследовать в ГИМ, Кремль, Палаты бояр Романовых (в них жили предки будущих царей). Часть экспозиции из Оружейной палаты скоро должна переехать в расположенные неподалеку Средние торговые ряды. В следующем году откроется, опять же поблизости, природно-ландшафтный парк «Зарядье», где высадят редкие растения разных климатических зон России, построят необычные архитектурные сооружения. С нетерпением ждем этих перемен, хотим, чтобы «Старый Английский двор» ожил как усадьба — с обязательным садом, обнесенным оградой. Прототипом может послужить барочный сад Аптекарского огорода МГУ. Все это будет прекрасно сочетаться с музеем, рассказывающим о торговой жизни Москвы XVI–XVII веков.
Купцы — старейшие дипломаты в истории человечества. С них начиналось сотрудничество между державами. Они были, как правило, людьми невысокого звания, однако сыграли важнейшую роль в международных отношениях. Наши Палаты, чей возраст насчитывает полтысячи лет, первоначально принадлежали простому торговцу, москвичу, а затем — около века — английским предпринимателям. Русские архитектурные формы здесь уживаются с британскими: реставраторы выявили несколько деталей, характерных для западных городов, к примеру, английский люк для подъема грузов на чердак. Местоположение главной резиденции Московской компании было очень удобным: в центре Китай-города, рядом с Красной площадью — основным столичным рынком, под защитой трех колец стен, возле Москвы-реки — важнейшей торговой артерии. Самая старая комната дома — подклет — построена в начале XVI столетия глубоко под землей, стены толщиной от 1,5 до 2 метров выложены из белокаменных блоков. Крохотные, похожие на бойницы, окна едва виднеются над поверхностью земли, неровные ступени древней лестницы стерты. Тут располагался склад наиболее ценных товаров. Сохранился люк в стене для их загрузки, уцелели в толще каменных стен шкафчики того времени, «печуры» — для хранения припасов. В этом же зале можно увидеть образцы русских и английских товаров XVI–XVII веков, географические карты, модель британского галеона, копии навигационных приборов эпохи Великих географических открытий.
На основном этаже — две большие палаты. Самое главное и охраняемое помещение в доме — Казенная палата, парадный приемный зал. Здесь хранилась купеческая казна, проходили собрания торговых агентов Московской компании, деловые приемы, пиры. Интерьер реконструирован: деревянная английская мебель тех лет; зал освещается люстрой XVII века; один из углов занимает большая печь из «красных» изразцов — все это воссоздано современными мастерами. В витринах — превосходные реплики старинных британских изданий: Библия, «Космография» Петера Апиана, конторская книга. Сени — проходная комната для приема гостей, входивших через парадное крыльцо, тут размещена экспозиция, посвященная началу дипотношений между Лондоном и Москвой: копии портретов правителей России и Англии, миниатюр русских летописей, исторических документов.
Вторая палата основного этажа — Поварня. В ней выставлена коллекция предметов обихода из жизни англичан в Москве — как подлинные археологические находки, так и копии. Когда-то в доме находились многочисленные складские помещения. Для них был оборудован чердак, куда тюки с товарами с помощью специального подъемного устройства западного образца поднимались прямо с улицы.
По завершении реставрации здания мы создали новую экспозицию с мультимедийной подачей информации. Пространство музея невелико, а нынешние технологии позволяют компактно освещать многовековую историю российско-британских отношений. Мы постарались тактично встроить современное оборудование в старинный интерьер. Сейчас сотрудники работают над интерактивным контентом. Очень многое можно сказать об англичанах, внесших вклад в развитие нашей страны: и об Энтони Дженкинсоне, который в своих путешествиях выполнял по поручению Ивана IV представительские функции в Персии, вызволял русских заложников из Средней Азии, создал карту российских и центральноазиатских земель, вошедшую в первый в истории человечества атлас; и об Артуре Ди, алхимике, придворном враче царя Михаила; и о Джоне Традесканте-старшем, натуралисте, ботанике, коллекционере, участнике одного из посольств в Россию; и о Ричарде Джемсе, филологе, составителе одного из первых словарей-дневников с перечнем русских слов, примерами наших народных песен и церковных литургических текстов (бесценное сокровище для филологов-русистов).
Сразу после того как Романовы взошли на престол, влиятельный купец Московской компании Джон Меррик содействовал примирению России и Швеции, выступал посредником при заключении Столбовского мира в 1617 году. Особого внимания заслуживает история взаимоотношений соседствовавших на Варварке бояр Романовых и обитателей Английского подворья. Патриарх Филарет в детские годы учился у британцев латыни и многому другому. Сохранилось немало воспоминаний англичан о жизни наших соотечественников в XVI–XVII веках. В России тогда литература только зарождалась, поэтому свидетельства заезжих гостей особенно ценны.
Предлагаем посетителям массу интересных возможностей: костюмированную экскурсию, проводимую гидами в старинных нарядах, интерактивные программы «Навигацкая школа», «В гостях у английских купцов». На игровой экскурсии «Путешествие по старому дому» дети ищут клад, а находят исторические сведения и стараются представить себе жизнь далеких предков. Программа «Эпоха великих гастрономических открытий» — о том, как распространялись экзотические продукты и пряности, что подавалось на стол в Лондоне и Москве. Наш музей участвовал в туристической программе «Золотое кольцо Москвы» и некоторых других, проходивших по инициативе столичного правительства. Акция «Ночь в музее» в наших стенах создает совершенно особое настроение. Во время мастер-классов можно попробовать себя в древних профессиях: военном деле, домоводстве, географии и навигации. Все это сопровождается музыкой эпохи Возрождения. И даже те, кто стоит в очереди на лестнице музея, не скучают — для них выступают «бродячие» артисты и музыканты.