Тут и Лефорт, и Тиммерман
25.10.2016
Семнадцать лет назад в старинном Лефортово московские власти торжественно открыли довольно необычный культурно-исторический объект. Его оригинальность в том, что, во-первых, это единственный в столице музей, посвященный отдельному району, а во-вторых, в центре внимания тут экспозиции, прямо указывающие на зарождение одной из ключевых эпох в истории России. Причем тот период был помимо всего прочего ознаменован переносом столицы из Белокаменной во вновь строившийся на северо-западе страны град Петров.
Что ни говори, а ситуация, если смотреть на нее под определенным углом, выглядит несколько пикантно: москвичи — инициаторами и организаторами выступили департамент культуры Москвы, районная управа и префектура Юго-Восточного административного округа — создали музей, во многом связанный со временем переезда русского трона на невские берега. Но можно ведь взглянуть и по-другому: именно отсюда пошли исторические преобразования Петра Великого, именно тут они замышлялись и начали — с колоссальным напряжением национальных сил — осуществляться.
Открытие Музея истории «Лефортово» приурочили в сентябре 1999-го к 300-летию района. Хотя примерно тогда же музейные работники, перебирая архивные документы, выяснили: назначенный командиром 1-го Московского выборного солдатского полка Франц Лефорт расквартировал его на левом берегу Яузы в 1695 году, заложив тем самым военный городок. Образовалось полтысячи деревянных двухэтажных домов (на 50 человек каждый), фактически прототипов первых российских казарм. Поселение назвали Новой солдатской, или Лефортовской, слободой. Архитектурно-исторические особенности этой части Москвы заслуживают особого внимания.
Дворец для своего друга Лефорта Петр I распорядился в ту пору построить неподалеку от солдатских казарм, на правом берегу Яузы, в Немецкой слободе (ныне — в пределах Басманного района). Торжества новоселья состоялись в феврале 1699 года, а уже через несколько недель, 2 (12) марта, Франц Яковлевич умер от заражения крови. Лефортовский дворец отошел казне, тут проходили приемы послов, пиры, разрабатывались и устанавливались новые для страны порядки. В 1707-м он стал собственностью Александра Меншикова.
Другой близкий сподвижник монарха, Федор Головин, в 1703 году возвел себе роскошную усадьбу уже непосредственно на территории современного Лефортовского района. Здесь разбили парк в голландском стиле, прорыли каналы, благоустроили пруды. Центром архитектурного ансамбля стал Головинский дворец. После смерти владельца в начале XVIII века Петр I приобрел поместье у его наследников и тоже использовал в качестве своей неофициальной резиденции. В Московском Кремле тогда проходили лишь коронационные церемониалы, а большинство официальных и практически все личные приемы и празднества царь устраивал в Лефортово. Позднее, в период правления Анны Иоанновны, под руководством Бартоломео Франческо Растрелли здесь были сооружены Летний и Зимний (последний перенесен с территории Кремля) дворцы с роскошным парком, получившие общее название Анненгоф. Позднее тут же во время пребывания в Москве жила царица Елизавета Петровна. Эти здания, увы, до наших дней не сохранились, поскольку являлись деревянными и часто страдали от пожаров. От прежнего великолепия остался лишь доселе весьма живописный Лефортовский парк. Анненгофская роща была сильно потрепана ураганом 1904 года и вскоре после этого ликвидирована.
К 1796-му по проекту Петра Макулова построили новый, каменный дворец. Грандиозную колоннаду лоджии главного фасада, состоящую из шестнадцати коринфских колонн и являющуюся по сей день самой большой в Москве, сооружал Джакомо Кваренги. С 1797 года по распоряжению Павла I здание приспособили под казармы, а после Отечественной войны 1812-го в нем размещались кадетские корпуса. Сейчас тут находится учебно-научный центр Сухопутных войск Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации.
На рубеже XVIII и XIX столетий в архитектурном облике Лефортово произошло еще одно существенное изменение. Вместо старых помещений Военного госпиталя по приказу императора Павла и по проекту Ивана Еготова в 1798-м началось возведение здания, сохранившегося — в перестроенном виде — до наших дней. Сегодня в нем расположен Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н. Бурденко. Но и при Петре I на этом месте существовало постоянно действующее государственное лечебное учреждение, первое в России. Оно включало в себя госпиталь, медико-хирургическую школу и аптекарский огород. Более 30 лет им руководил, одновременно преподавая анатомию и хирургию, лейб-медик самодержца Николай Бидлоо. Он происходил из известной семьи голландских врачей, приехал в Москву по приглашению в 1702 году.
В целом же история Лефортово берет начало в Немецкой слободе. В ней проживали выходцы из разных стран Западной Европы, но на Руси их всех скопом звали «немцами». Более остальных прославились учителя и друзья молодого Петра: вышеупомянутый Лефорт из Женевы, шотландцы Яков Брюс и Патрик Гордон, собственно немка, фаворитка Анна Монс, будущий генерал-прокурор Павел Ягужинский, выходец из Литвы, голландцы Франц Тиммерман и Карштен Брандт.
В 1702-м вышел петровский манифест, приглашавший иноземцев выбирать для себя любое место жительства. Многие из них устремились вслед за верховной властью в Санкт-Петербург, а также в другие города России. На смену им в Немецкую слободу переселялись люди, близкие к императорскому двору, постепенно та превращалась в своеобразное аристократическое предместье. Некоторые историки полагают, что ее специфические, характеристические особенности в начале XIX столетия сошли на нет, а финальной точкой самобытного существования называют обычно пожар 1812 года, когда слобода почти полностью сгорела. Уцелел доныне лишь «дом Анны Монс», за истекшие века сильно перестроенный. О том, что когда-то здесь селились преимущественно иностранцы, напоминает теперь разве только сохранившееся в районе Лефортово Введенское (Иноверческое) кладбище, на котором погребены многие известные московские «немцы».
Что же касается непосредственно Музея истории «Лефортово», то о нем рассказывает его руководитель Владимир Дельвиг:
— Посетители, ознакомившись с нашей экспозицией, узнают о том, как жила Немецкая слобода в XVII столетии, как возник район Лефортово, чем замечательна его судьба вплоть до октября 1917-го. Большинство иностранцев, населявших слободу в XVII–XVIII веках, состояли на военной службе. Здесь Петр I познакомился с западными техническими новшествами и тонкостями ратного дела. Лефортово представляло колоссальное значение для военно-промышленного развития государства, по сути, заложило очень важные и славные национальные традиции. Да и сам по себе факт размещения тут в годы царствования Петра Великого 1-го московского выборного солдатского полка говорит о многом.
В музее неплохо представлено российское, западноевропейское, восточное оружие, экспонируются даже рейтарские доспехи. Наши сотрудники сообщают немало любопытных подробностей. Например, что колесцовый карабин, которым вооружали стрелявшего с колена рейтара, заводился ключом, а граната некогда называлась «гренадой». Из-за этого новый в то время род войск получил наименование «гренадеры».
У нас имеются бердыш, трезубец, русское пехотное ружье 1814 года с кремнево-ударным замком, наградная офицерская сабля 1822-го, турецкий ятаган примерно начала XIX века, арабское фитильное ружье, студенческая шпага, солдатская шашка, штык от винтовки Бердана, винтовка Мосина... Собранная коллекция реконструкции военной униформы показывает, как та менялась в петровскую эпоху. Мундиры потешных войск, Лефортовского, Семеновского, Преображенского полков, морская форма. Со второй половины позапрошлого столетия все кадетские корпуса Москвы находились на территории нашего района, поэтому для музея умельцы реконструировали и элементы одеяния кадета. Кстати, мундир юнкера Алексеевского училища, располагавшегося в Лефортово, нам подарила съемочная группа «Сибирского цирюльника». Военные традиции живы тут и по сей день.
В XIX веке Лефортово стало своего рода центром милосердия, благотворительности. Здесь была крупнейшая в Москве Александровская община сестер «Утоли моя печали». Она обеспечивала уход за ранеными, больными, оказывала помощь вдовам и сиротам. Создательница и настоятельница общины княгиня Наталья Шаховская дружила с известным московским врачом немецкого происхождения Федором Гаазом, некогда отдавшим все свои средства малоимущим. Современники Федора Петровича нарекли его «святым доктором». Именно под его влиянием Шаховская стала заниматься благотворительностью, при общине открыли приют для детей, фельдшерское училище, больницу, амбулаторию, аптеку, богадельню. Сестры носили форму, отличную от других, проект ее реконструкции выполнила одна из сотрудниц нашего музея. Об их деятельности в годы сербско-турецкой, русско-турецкой, Балканской, Первой мировой войн, эпидемии холеры в Москве и прочих драматических событий дают представление фотографии, архивные документы. Портрет баронессы Марии Розен, последней попечительницы общины, ее потомки подарили музею в день открытия. Старшая сестра Натальи Шаховской княгиня Надежда Трубецкая являлась создательницей «Братолюбивого общества снабжения неимущих квартирами» и финансировала строительство домов, где квартиры предназначались членам семей, потерявших кормильцев — как правило, офицеров, участников битв с османами.
Среди других экспонатов могут вызвать интерес первая масштабная карта Москвы 1739 года, составленная архитекторами Иваном Мичуриным и его тезкой Мордвиновым, фрагмент старинного наборного паркета конца XVII века из «дома Анны Монс». Проживала в этом доме фаворитка или нет, неизвестно, но имеются сведения о том, что с 1706-го его владельцами были представители семейства голландских медиков и купцов Ван-дер-Гульст. Изящный подсвечник на две свечи «Голландец» — творение иноземного мастера из Немецкой слободы.
Также у нас есть подлинная печать шотландского аристократического рода Брюсов. Вилим Брюс, приехав в Россию, поступил на службу к Алексею Михайловичу. Один из сыновей — Яков, военный, дипломат и ученый, был близок, как известно, к Петру Алексеевичу. Брат Якова Роман стал первым обер-комендантом Санкт-Петербурга. На их гербовой печати изображены лев и единорог, надпись «Мы были» указывает на то, что Брюсы в XIV веке, возможно, являлись королями Шотландии. Присутствующая в экспозиции солонка из стекла и металла 1795 года, по легенде, стояла на столе во время банкета по случаю рождения дочери Павла I. Рядом — редкий экспонат, подлинное женское платье XVIII столетия со складкой Ватто. Демонстрируются старинные хирургические инструменты, учебник анатомии, написанный в 1710 году Николаем (Николаасом) Бидлоо на русском языке и изданный типографским способом уже в 1979-м.
В XIX — начале XX века бурно развивались промышленность и торговля. В одну из витрин мы поместили шестерню — двойной шеврон. Такие изделия выпускал завод Товарищества «Шестерня-Цитроен», его российское отделение находилось как раз в Лефортово. Владельцем предприятия был Андре Ситроен, будущий создатель всем знакомого французского автозавода. Внутри другой витрины — противокавалерийский шип 1905 года, прозванный в народе «чесноком», продукция Товарищества Московского металлического завода (с 1922-го — «Серп и молот»). В этом же зале хранится резная дубовая дверь из императорского поезда. Ее нам передал последний директор Московского вагоноремонтного завода. Кого-то наверняка привлекут фотографии Московского казенного винного склада №1 (ныне завод «Кристалл»), в период Первой мировой войны в его цехах размещался госпиталь.
Свою постоянную экспозицию мы время от времени обновляем. Сейчас собираем свидетельства, относящиеся к истории района предреволюционного периода. Проводим тематические показы и надеемся расширить свое выставочное пространство. Планируем выделить отдельное компьютеризованное помещение для работы с детьми всех возрастов, установить электронные сенсорные киоски.
По программам городских департаментов культуры и образования в музее проводятся самые разные мероприятия — развлекательные, познавательные, обучающие. Например, «Урок в музее» — для упражнений в английском, или «Новый год у боярина Головина» — для совмещения приятного с полезным, веселого празднования с возможностью узнать много нового из отечественной истории.
Приглашаем всех москвичей и гостей города побывать у нас.
Музей истории «Лефортово» входит в действующее под эгидой городского правительства объединение «Музей Москвы», который включает в себя также:
Музей археологии Москвы — в настоящее время здесь проводится выставка «Москва до москвичей». Около 400 подлинных экспонатов раннего железного века — все предметы были найдены во время археологических раскопок в столице и области;
Старый Английский двор — вновь открывшийся в январе 2016-го после реставрационных работ музей предлагает вниманию публики экспозицию, посвященную жизни британского купеческого дома на Варварке в XVI–XVII столетиях и зарождению отношений между Англией и Московией;
Музей-усадьба Голицыных «Влахернское-Кузьминки» — занимает особое место среди дворянских усадеб XVIII–XIX веков. 300-летняя история комплекса связана с именами известнейших родов и выдающихся деятелей культуры России (рассказ о музее-усадьбе читайте в июньском номере журнала «Свой» за 2016 год);
Музей русской гармоники — единственный в нашей стране и один из четырех подобных в мире: тут можно увидеть реконструкцию первой в истории гармоники (1783 г.), заглянуть в мастерскую русского гармонного мастера, побывать в традиционном московском трактире, посетить концерты современных исполнителей на гармонике, баяне, аккордеоне;
Музей «Дома на набережной» — экспозицию составляют предметы быта жилых комнат руководителей СССР и советской интеллигенции в 30–50-е годы. Музей рассказывает об истории страны этого периода, а также о судьбах жителей «Дома на набережной».
В музеи, подведомственные департаменту культуры Москвы, можно бесплатно попасть в День города, в рамках акции «Ночь в музее», во время Дней исторического и культурного наследия Москвы. Акции бесплатных посещений проводятся, как правило, и в период школьных каникул. рамках акции «Ночь в музее», во время Дней исторического и культурного наследия. Но не только: столичные учреждения культуры предлагают свободный вход и по другим поводам.
В музеи Москвы можно бесплатно попасть на День города, в рамках акции «Ночь в музее», во время Дней исторического и культурного наследия. Но не только: столичные учреждения культуры предлагают свободный вход и по другим поводам.