Дом, где живет гений места

23.06.2016

Ольга БЕРЕЗИНА

«Государственный музей — гуманитарный центр «Преодоление» имени Н.А. Островского» находится в одном из известнейших московских зданий по адресу: улица Тверская, 14. Судьба этого дома, связанная с именами многих выдающихся людей, удивительна. Она органично соединила в себе дух и события самых разных, в том числе антагонистических, эпох. Музейные экспозиции рассказывают о достославном прошлом старинного особняка, важнейших вехах истории Отечества, а вместе с тем — о наших современниках, тех, кто по примеру героя советских времен Николая Островского стойко преодолевает страшные недуги.

Этот некогда великолепный дворец был построен в конце XVIII века по проекту Матвея Казакова для Екатерины Козицкой, вдовы статс-секретаря императрицы Екатерины II. Следующим владельцем стал один из образованнейших людей того времени, дипломат, князь Александр Белосельский-Белозерский, за внешнюю привлекательность и любовь к искусству прозванный современниками «московским Аполлоном». Одна из дочерей князя, Зинаида Волконская, поселилась здесь в 1824 году. Блестящая светская красавица, дружившая с Александром I, была умна, великолепно образованна, обладала многими талантами. Играла в любительских спектаклях, замечательно пела, писала музыку, стихи и прозу. В 1827-м Пушкин преподнес ей экземпляр своей поэмы «Цыганы», сопроводив подарок стихотворным посланием:

Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений. 

Устав от суетной светской жизни Петербурга, княгиня окружила себя в Москве людьми творческими и прогрессивными. Литературно-музыкальный салон Волконской был очень популярен, помимо Пушкина его охотно посещали Петр Вяземский, Евгений Баратынский, Антон Дельвиг, Дмитрий Веневитинов, Владимир Одоевский, Василий Жуковский, Михаил Загоскин, Михаил Погодин, Каролина Павлова, польский поэт Адам Мицкевич, композиторы Александр Алябьев и Алексей Верстовский. Там не было места карточной игре и сплетням, регулярно устраивались чтения, концерты и спектакли. 

Вяземский вспоминал: «Тут соединялись представители большого света, сановники и красавицы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли». 

26 декабря 1826 года Зинаида Александровна устроила прощальный вечер для своей невестки Марии Волконской, уезжавшей в Сибирь к супругу, декабристу. Это событие вошло в историю и литературу, описано в воспоминаниях самой Марии Николаевны, а также в поэме Некрасова «Русские женщины». Присутствовал на том вечере и Пушкин.

В 1829-м салон прекратил существование: Зинаида Волконская, принявшая католичество, навсегда переехала в Италию. 

В дальнейшем особняк не раз перестраивался. Зал, в котором хозяйка радушно встречала главных знаменитостей первой половины XIX века, увы, не сохранился. Сегодня в музее создана экспозиция «Салон княгини Зинаиды Волконской, или «Театр эпохи аристократов». Реплика интерьера конца XVIII — начала XIX столетия в значительной мере воссоздает дух золотого века русской культуры. (Авторы концепции — Тарас Поляков и Наталья Сосновская, проект подготовил Александр Шапин, скульптурное оформление — Ольга Марьяновская.) В экспозицию включены подлинные произведения декоративно-прикладного искусства, мебель, книги с автографами Зинаиды Волконской и ее современников.

В середине XIX века в здании на Тверской началась совсем иная жизнь. На смену аристократии пришли представители молодой российской буржуазии — деловые люди, новоиспеченные «крезы». Многие из них выдвинулись из крепостных крестьян. Свое законное место в истории дворца заняла купеческая Россия. В 1860-е здесь находился пансион Эдуарда Репмана, в котором учились дети богатых россиян. Среди этих питомцев был, к примеру, Алексей Бахрушин, ставший впоследствии авторитетным коллекционером, создателем театрального музея. По его воспоминаниям, педагогическая чопорность пансиона смешивалась с задорным детским весельем: маленькие обитатели резвились вокруг обломков бывшего аристократического салона. Другой ученик Репмана, член Императорского московского археологического общества Эмилий Готье-Дюфайе, запечатлел Москву начала XX столетия на своих многочисленных фотографиях. 

Впоследствии домом владели богатейшие купеческие семьи: Носовы, Ланины, Морозовы. А в 1898-м его приобрел Григорий Елисеев. Он основательно переделал здание, приспособив его для своих, связанных с коммерцией, целей. Владимир Гиляровский отмечал, что новый владелец на несколько лет «зашил весь дом тесом». Строительство осуществлял инженер-архитектор Гавриил Барановский. 5 февраля (23 января) 1901 года состоялось торжественное открытие московского магазина Елисеева. Главным входом в него стал арочный въезд, через который когда-то следовали кареты. Комнаты первого и второго этажей превратились в огромный торговый зал, поражавший великолепием — пышной декоративной отделкой, роскошными люстрами и, конечно же, изобилием продуктов и вин. Да и сегодня этот интерьер производит сильное впечатление, а москвичи по-прежнему именуют магазин «Елисеевским». Часть пространства третьего этажа была отведена под шикарные гостиничные «квартиры». Их в 1901-м снимали члены литературно-художественного кружка, клуба московской интеллигенции. Среди них — именитые писатели, актеры и музыканты той поры. Этому периоду посвящен новый зал музея — «Театр эпохи эклектики и модерна». 

С 1918-го в особняке поселились советские ответственные работники. В 1930-е в одной из квартир прожил свой последний год на земле автор романа «Как закалялась сталь». 

Тяжело больной Николай Островский с 23 лет был прикован к постели. В 25 потерял зрение. Молодой, жизнелюбивый человек, он стремился быть полезным обществу, искал любые возможности для самореализации и наконец нашел смысл существования в литературном творчестве. Физическая беспомощность и чудовищные трудности не помешали ему проявить незаурядный талант. Редкое мужество и поразительная сила воли помогли создать произведение, ставшее чрезвычайно популярным среди молодежи, прославиться в СССР и многих других странах. 

На Тверской Николай Алексеевич работал над первым томом романа «Рожденные бурей», завершенным перед самой кончиной (умер 22 декабря 1936 года). 

В октябре 1940-го в квартире писателя был открыт мемориальный музей. Его интерьер переносит современного зрителя в атмосферу 1930-х, рассказывает об увлечениях, главных интересах молодежи тех лет. Со временем музей расширили, заняв им два этажа. Судьба и творчество Островского вот уже много десятилетий служат примером для людей, чьи возможности сильно ограничила болезнь. 

С 1992 года часть музея посвящена тем, кто, подобно писателю, преодолел недуги и нашел свое место в строю. Слова советского классика «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной» стали путеводной звездой для героев экспозиции «Преодоление». В августе 2015-го приказом руководителя департамента культуры Москвы на музей-центр были возложены функции социокультурной реабилитации инвалидов. Здесь изучаются и апробируются средства реабилитации, организуются выставки, концерты, презентации произведений, сочиненных людьми с ограниченными возможностями. Для них в центре созданы особые условия, основная экспозиция и выставки доступны всем категориям инвалидов. 

Об этой важнейшей миссии музея, о текущей работе и планах на будущее рассказала его директор Ольга Девичева: 

— Наш музей уникален. Из мемориального он превратился в многофункциональный центр. Здесь — своего рода перекресток судеб огромного количества людей, вошедших в историю государства, тех, для кого нравственные и духовные интересы были важнее всех прочих. Как говорили древние греки, в некоторых домах живет genius loci — гений места, помогающий человеку проявить свои лучшие качества. У нас такой дух обитает, объединяя любителей искусства. 

Работаем по трем темам. Основная — Николай Островский и его книга, ценимая многими поколениями, причем далеко не только в России. Например, в Китае позапрошлый год прошел под лозунгом: «Павка Корчагин навсегда». Там роман «Как закалялась сталь» до сих пор очень популярен. Во время Олимпиады в Сочи, Си Дзиньпин сказал: в его стране знают этот город благодаря тому, что Островский в нем жил и написал свое великое произведение. Молодежи необходим духовный стержень, а эта книга — учебник мужества, преданности идее, Родине. Политики там, по сути, нет. В годы Великой Отечественной войны роман Островского был самым читаемым у бойцов. Белорусский фронт в свое время подарил нашему музею агитмашину с киноустановкой, прошедшую весь боевой путь и транслировавшую преимущественно фильм Марка Донского «Как закалялась сталь» (1942). В дни празднования 70-летия Победы мы воссоздали эту машину в Екатерининском парке. 

Осуществляем также совместный проект двух столичных департаментов — культуры и образования — «Урок в музее». Учащиеся девятого класса проходят у нас занятие по истории «Общественно-политическая и духовная жизнь в СССР в 1920–1930-е годы». Особенно ценно то, что проводится оно в мемориальной обстановке, в окружении подлинных вещей минувших эпох. Участвуем во многих начинаниях департамента культуры Москвы, например, таких, как «День культурного наследия», «Ночь в музее». В рамках Московского культурного форума, посвященного Году российского кино, состоялась встреча с актером Василием Лановым, сыгравшим Павку Корчагина в фильме Александра Алова и Владимира Наумова (1956).

Новая концепция музея рассказывает о людях, связанных с этим домом, — начиная от Зинаиды Волконской. На заре ХХ века тут бывал Максим Горький, читал актерам МХТ свою пьесу «На дне», появлялись знаменитые певцы Федор Шаляпин, Леонид Собинов. Говорим и о Григории Елисееве, бесспорно, выдающемся в своем деле человеке. Сравнительно недавно добавилась еще одна тема: в соседнем здании находился негосударственный музей-квартира издателя и просветителя Ивана Сытина. Сейчас он закрыт, но надеемся на его присоединение к нам. Большая коллекция мемориальных вещей, художественных произведений и уникальных изданий Сытина уже передана в наши фонды. 

До конца лета открыта экспозиция «Летучий пленник, запертый в стекле...»: прекрасные цветы на английском фарфоре XIX и XX столетий. Проект посвящен цветочной выставке в Челси, которая проводится Королевским обществом садоводов ежегодно с 1913-го. А с конца прошлого века тоже каждый год выпускается посвященная этой выставке памятная тарелка. Особенно интересна та, что связана с сюжетом комедии «Сон в летнюю ночь»: на ней изображена виола (народное название — «анютины глазки»), чей аромат вызывал самые разные видения у героев Шекспира... 

Организуем интересные экскурсии по Тверской. Периодически издаем музейный сборник. Вручаем специальную международную премию Николая Островского. А еще у нас есть замечательный проект «Равный среди равных». Он, как мне кажется, наглядно показывает: люди с ограниченными возможностями могут жить насыщенной, весьма полезной для общества жизнью, являясь к тому же лучшим примером для окружающих.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть