Царские подарки
24.04.2016
30 мая исполнится 170 лет со дня рождения гениального ювелира Карла Фаберже, чье творчество не только на века прославило самого мастера, но и подняло на недосягаемую высоту престиж русского ювелирного искусства конца XIX — начала XX века. И поныне превосходные вещи, исполненные Фаберже, регулярно становятся объектами пристального внимания всей мировой общественности.
В 1885 году на Пасху Александр III задумал вручить императрице Марии Федоровне в качестве праздничного подарка невероятно красивый и оригинальный предмет, который напоминал бы ей о Дании, где она родилась и выросла. Высочайший заказ поступил Карлу Фаберже, и тот блестяще его выполнил. Золотое яйцо в белой эмали в виде скорлупы, сюрприз, спрятанный в «желтке», маленькая курочка с сияющими рубиновыми глазками произвели на императорскую чету и всех, кто это великолепие увидел, сильнейшее впечатление.
С тех пор Александр Александрович заказывал пасхальный подарок для своей супруги у Фаберже ежегодно. И всякий раз на Страстной неделе умелец приносил царю очередной шедевр, поражая всех как оригинальностью замысла, так и новизной сюжета. А более всего — конечно же, совершенством ювелирной работы.
К Воскресению Христову были преподнесены Марии Федоровне в разные годы такие известные драгоценные яйца, как «Память Азова», «Кавказ» и другие (о некоторых произведениях выдающегося ювелира и этапах его биографии «Свой» вкратце рассказывал в декабре 2014-го). Что касается «Кавказа», то здесь взорам ценителей тонкого искусства была представлена следующая композиция: за четырьмя овальными створками с цифрами из бриллиантов, составляющими число «1893», поместились миниатюры художника Константина Крыжицкого с видами Абастумани. В этом горном грузинском местечке третий сын императорской четы Георгий Александрович подолгу лечил больные легкие.
Яйцо «Ренессанс», выполненное в 1894 году, оказалось последним пасхальным презентом Александра III любимой жене, через несколько месяцев царя-миротворца не стало.
Но и после его смерти фабрика по производству шедевров, руководимая Фаберже, продолжала работать в прежнем режиме. Изумительное пасхальное яйцо прислал Марии Федоровне во Францию, куда она сопровождала больного Георгия, весной 1896 года другой ее сын, ставший к тому моменту новым самодержцем российским.
«Я не могу найти слов, мой дорогой Ники, как тронута и взволнована я была, — написала вдовствующая императрица, получив подарок, внутри которого находились «портреты любимого Папа». — Это такая красивая идея с нашими монограммами сверху, я благодарю тебя за это от всего сердца. Я была тронута больше, чем могу это выразить».
В годы царствования Николая II придворная ювелирная фирма стала вместо одного готовить уже два пасхальных подарка — обеим русским императрицам. В 1914 году Мария Федоровна сообщала своей сестре Александре, королеве Англии, в Лондон: «От Ники у меня хорошие известия, слава Богу. Им нравится быть в Ливадии и наслаждаться хорошей погодой, а ему бедняжке и большей свободой. Он написал мне чудесное письмо и подарил шедевр. Сверху покрыто розовой эмалью, а внутри портрет с государыней императрицей Екатериной с маленькой короной на голове, который несут два негра. Заводишь, и негры идут, невообразимо красивая и неподражаемо чудесная работа. Фаберже — настоящий гений нашего времени, я и ему сказала, — Вы — несравненный гений». В этом случае речь шла о яйце «Гризайль», известном также под названием «Екатерина Великая».
Несколько подобных, невероятно изящных предметов были посвящены событиям фатальной для России Первой мировой войны. И это тоже отражено в переписке вдовы Александра III с родными и близкими: «Мне надо принимать всех моих Почетных офицеров... Всего я приняла 1000 человек, и хотя я люблю Пасху, я рада, что она позади, так как на меня обрушилось столько телеграмм и записок, что я в них чуть не утонула. Они отнимают столько времени. Ники, дорогой, прислал мне очаровательное яйцо, чего я совсем не ожидала в этом году. Оно покрыто белой эмалью с Красным Крестом по обеим сторонам и словами апостола Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», — это из письма дочери, великой княгине Ольге Александровне.
А вот что написала Мария Федоровна в ответном послании Николаю II по поводу одной из побед, одержанных над турками: «Ура за Трапезунд! Воистину воскресе! Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво! Очень грустно не быть вместе. От души желаю тебе, мой дорогой, милый Ники, всего лучшего и всего светлого и успеха во всем. Горячо тебя любящая твоя старая Мама».
Несравненные вещицы изготавливались Карлом Фаберже и его помощниками не только к празднованию Пасхи. Например, в 1891-м Александр III подарил своей «милой душке Минни» на серебряную свадьбу яйцо с двенадцатью вензелями. Оно было сделано из золота, а вензеля супругов («М.Ф.» и «АIII») оправлены алмазами. По тому же торжественному поводу главная ювелирная фирма страны, как всегда виртуозно, сработала каминные часы высотой чуть менее метра, из серебра и оникса, украшенные бриллиантами. «Вручили нам на серебряную свадьбу чудный подарок, бесподобно красивые часы с нашими цифрами с алмазами наверху и двадцатью пятью серебряными амурами великолепной работы», — писала тогда Мария Федоровна своей матери.
Изделия фирмы впервые по-настоящему прославились в 1882 году, после того как они были показаны на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. То есть царствовать в мире ювелирного искусства Карл Фаберже начал почти одновременно с воцарением в Российской империи его могущественного патрона. Покровительство Александра III дало возможность получать заказы от самых богатых и знатных семейств России, а позже и всего мира. Высокие королевские особы Европы считали за честь владеть уникальными предметами, сделанными Фаберже и его подопечными. Поклонниками таланта великого мастера были датский король Кристиан IX и королева Луиза — родители Марии Федоровны. В их коллекциях находятся прекрасные образцы, врученные когда-то российской императорской четой. Среди таковых, например, великолепный ковш, украшенный серебром, подаренный в 1892-м на золотую свадьбу короля и королевы.
Последнее пасхальное яйцо из этой бесподобной серии было сделано на Пасху 1917 года. «Слоник на счастье» — так называется вещь, которую Николай II должен был подарить матери. В письме Карла Фаберже министру юстиции Временного правительства Александру Керенскому от 23 марта 1917-го говорилось: «Прошу Вашего соизволения произвести вручение заказа Николаю Александровичу Романову. Вместе со зверьками для бывшего царя мною изготовлено совсем простое пасхальное яйцо, без роскоши. Оно карельской березы с маленькими ободками из золота. Внутри яйца находится простой механический «Слоник на счастье».
Придворному ювелиру на его обращение никто не ответил. А вдовствующая императрица так и не получила от сына последнего подарка.