От слова «любить»
25.12.2016
Любительские театры — одна из традиционных основ нашего народного просвещения. Сначала они находились под крылом меценатов. Позже поддерживались государством, что вызывало восхищение и зависть европейских коллег. В городах и деревнях театры создавались как храмы — всем миром.
По спектаклям непрофессионалов, самородков трудно понять, где заканчивается дело режиссера и начинается актерская импровизация. Там действие на сцене — общий праздник, коллективное высказывание. Осознаешь, насколько прав был Гоголь, заявивший: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Сегодня на территории России насчитывается более 42 тысяч любительских театров, объединяющих свыше 450 тысяч человек. Цифры впечатляют, хотя сводка неполная, включает в себя только коллективы, подведомственные министерствам культуры, те, что прочно связаны с центрами досуга, дворцами культуры, сельскими клубами. Этот показатель сильно увеличится, если добавить сюда театры школьные и студенческие (среди них немало по-настоящему ярких, с историей и традициями).
Приведенные данные — результат мониторинга Государственного российского дома народного творчества (его часто называют Поленовским), того самого, что ровно год назад отметил вековой юбилей и все сто лет занимается самодеятельным искусством. «История нашего Дома началась раньше 1915-го, и первая страница его летописи — театральная, — уточняет директор ГРДНТ Тамара Пуртова. — В 1909 году на режиссерский съезд в Москву прибыли ходоки из крестьянского театра Ярославской губернии с просьбой о помощи. Обратились к просветителям, и их услышали. Творческая интеллигенция — актеры, режиссеры, художники, врачи — объединилась вокруг академика живописи Василия Поленова, тут же создали Комиссию содействия устройству деревенских театров (вскоре заботой охватили фабричные и школьные труппы) — для финансовой и методической поддержки самодеятельного искусства».
У российского любительского театра красивая судьба и благородная миссия — прививать масскульту художественный вкус. Ни в одной стране мира самодеятельное движение не отличалось подобной массовостью, не окружалось таким же вниманием. Театр в России больше, чем театр. Он и сегодня занимает положение совершенно особенное.
...Забытая богом, затерявшаяся в бескрайних просторах, вымирающая деревенька, где уже много лет нет электричества. Шестеро старух и один дед Егорыч встают на защиту малой родины от несуществующего врага. Нелепые старики напутали, недослышали, недопоняли. Но нет сомнений в том, что приди беда реальная — они выстоят... Спектакль народного театра «Оборона деревни Ляпёшкино» (по сатирической повести Владимира Рахматова; режиссер Зоя Андреева) называют феноменом города Галича. Играют эти костромские «старики» озорно, с добрым юмором, заразительно и увлеченно. Возраст старшей актрисы 88 лет, младшему на десять лет меньше. Какой театр? Зачем он им? «Мы же о себе рассказываем, о брошенных пенсионерах, неухоженной земле. Я на сцене смолоду, почти 70 лет, а моя подруга пришла сюда десять лет назад, заскучав на заслуженном отдыхе», — поясняет одна из прим труппы.
«Галич — из городов, которые принято называть малыми. Население — неполных 17 тысяч. Муниципальных театров в таких городах нет, зато любительские необыкновенно активны, — рассказывает заведующая отделом театрального искусства ГРДНТ Марина Куц. — Понятно, что это очаги культуры, клубы интересного досуга, зона общения. В России много самодеятельных театров с богатым опытом, на подмостках подчас играют целыми династиями».
Любители чаще всего заимствуют сюжеты понятные, наивные и неожиданные, похожие на анекдот, — какие можно разыграть шумно и весело. Нашел мужик клад, золотого слона, и вокруг искушения богатством разворачиваются нешуточные страсти, раскрывающие русский характер с его лукавой насмешливостью, верой в чудо, презрением к унынию, даже когда надежды оказываются обманутыми. «Слон» Александра Копкова — в репертуаре тутаевского (в Ярославской области) театра «Левый берег». Мотивы народного деревенского быта отозвались в недавней премьере его спектакля «Колбаса». Пытливый режиссер Светлана Асафьева в пьесу Валерия Шергина ловко вплела шукшинские темы и выстроила богатую сценическую галерею селян, что сообща переживают семейные радости и неурядицы. В одной из главных ролей замечательный ребенок Илья Сердюков, удивляющий своими нехитрыми суждениями: «Когда вырасту, буду играть в нашем театре, но на артиста учиться не хочу. Мне здесь хорошо».
И тут впору вспомнить рассказ одного режиссера самодеятельного коллектива: вызвавший его на аудиенцию чиновник-бюрократ пенял на то, что в труппе школьников много, а «поступаемости» в театральные вузы нет. Редкость, когда любители торят себе дорогу на профессиональную сцену. Как ни пафосно это звучит, они строят дома, прокладывают водопроводы, пашут землю. А исполнять роль для них — дорогое сердцу занятие, подарок судьбы, любимое хобби, событие, украшающее жизнь. Нет никакой финансовой заинтересованности. Приходить на репетиции после работы и учебы их заставляет потребность в самовыражении, желание объяснить себя и свои мечты, находиться в коллективе, где интересно. Страсть к театральному искусству рождается в них позже, а поначалу они его просто не знают, видят в основном сомнительные по вкусу антрепризные представления, изредка забрасываемые десантом.
В постсоветские годы профессиональный театр угодил в объятия инноваций, начал посылать зрителям чернушные месседжи или же делать публике красиво. Резко рванул навстречу с мордобоями и дебошами. Искусство вплотную приблизилось к имитации. Любительский же упрямо сохранял человеческое лицо и напевную русскую речь. Там, где профессионалы удивят мастерством, любители поразят правдивостью, искренностью. Их детской, немного наивной вере подивился бы сам Станиславский. Он, кстати, тоже из актеров-любителей.
Ставить спектакли народным театрам непросто, особенно в пору кризиса. У многих нет репетиционных помещений и сцены, приходится скитаться по чужим углам. Бутафория и реквизит — принесенные домашняя утварь, мебель, бытовая техника, оставшиеся от строительства доски. Декорации и костюмы, афиши и программки делают своими руками. Трудности не одолеют упорный энтузиазм этого движения, он неиссякаем.
Удивительный пример — Ханты-Мансийский округ. Только в небольшом Югорске четыре любительских театра довольно высокого уровня. Одно из самых запоминающихся зданий здесь — уникальный Центр культуры «Югра-презент» с несколькими залами: уютные интерьеры, атриум под прозрачным куполом, балконы, балетные и музыкальные классы, вокально-инструментальные студии. Югорский художественный театр — подвижный и изменчивый, спектакли — разные, по преимуществу оригинальные. Режиссера Льва Иванова на части рвут профессиональные труппы. И сам он отнюдь не любитель, учился в Москве. Большинство руководителей имеют образование со специализацией — режиссура драмы, любительского театра, массовых праздников. В народном коллективе «Версия» Елены Воробьевой из Югорска-2 заняты военные летчики. Стихию лицедейства, ощущение свободы на подмостках они сравнивают с полетом. «Все, что мы играем, — это из жизни, не мы придумали. Искусство не позволяет впасть в спячку», — признается Алексей Бердышев.
Ольга Дюдикова, режиссер театрального центра «Норд», недавно выпустила премьеру, многолюдный «Корабль глупцов»: «Уверена, что произведения Себастьяна Бранта, Эразма Роттердамского, поэзия вагантов — не отживший и не устаревший материал, а современный и узнаваемый, необходимый и участникам спектакля, и зрителям».
Совсем недалеко от Югорска город Урай, где любят свой народный театр под названием «Синяя птица». Лариса Коршунова давно представляет неординарные разножанровые постановки. Но недавняя премьера «Жизнь прекрасна, товарищ Подсекальников!» по пьесе «Самоубийца» Николая Эрдмана — явление выдающееся: с гоголевским юмором, тончайшей проработкой каждого характера, с труднейшей ролью главного героя, сыгранной Александром Скавышем необыкновенно смешно, и с горькой тоской «маленького человека». Скавыш — профессиональный артист, когда-то приехал в Урай и «переселился» на самодеятельную сцену, в чем нисколько не разочарован.
Любительские театры зависят от устоявшейся среды обитания, корней и почвы, от любви зрителей, известных актерам даже по именам.
«Сейчас немало сельских коллективов хорошего уровня. Например, в Знаменском Омской области Сергей Сапронов создал замечательный репертуарный театр, получивший недавно звание заслуженного коллектива народного творчества, — приводит примеры Марина Куц. — А в селе Селезян Челябинской области жители продолжили давнюю традицию. Ведь любительство рождалось как движение снизу, по принципу самоорганизации. Собрали сельсовет и решили основать театр, придумали название — «Унисон». В руководители выбрали шахтера Виктора Бабушкина. Не случайно, конечно, — в селе жизнь на виду, и таланты Виктора проявлялись на праздниках, свадьбах, юбилейных торжествах. Сейчас театр работает успешно, осваивают деревенскую тему — ее актеры-самородки хорошо чувствуют и знают».
Когда смотришь спектакли подобных трупп, понимаешь, что любительское искусство происходит от слова «любить». Основа молодежного театра-студии «Шанс» в рязанском селе Поляны — дети и подростки из школы-интерната. Светлана Рахманина заразила их своей любовью к сцене. Трудно забыть по-российски возвышенный и по-испански трепетный «Дом Бернарды Альбы», спектакль «Мы были» по пьесе Вадима Коростылева «Варшавский набат». Юные артисты не стремятся выжать слезы у зрителей, рассказывая о трагической гибели польского педагога Януша Корчака и его воспитанников, уничтоженных нацистами в концлагере. Прочерчивают коротенькие жизни своих героев, вспоминая самые впечатляющие эпизоды. Молодежный ансамбль, пластичный и музыкальный, высекает высокое эмоциональное напряжение, и зрители, вытирая увлажненные глаза, понимают, какую ценность представляет каждая жизнь.
Руководитель молодежного театра должен быть и сам молод (не по возрасту, а по духу) и обладать педагогическим даром. С таким режиссером-педагогом повезло Ассоциации Кольчугинских театров (Владимирская область). Александр Рыжов ставит отличную литературу, по преимуществу Чехова, заинтересовывает ею и артистов, и публику. Ранние, веселые и остроумные рассказы писателя, еще не уставшего от жизни, складываются у Рыжова в занятные сценические образы и метафоры.
Есть в любительском движении собственные легенды и свои звезды. Авторские театры безупречной репутации легко берут ту художественную планку, на какую не рискуют замахиваться даже профессиональные труппы. Молодежный театр «Предел» в Скопине Рязанской области создал Владимир Дель. Потенциал игровой вселенной здесь беспределен, каждая сцена выстроена безупречно, внутреннее действие — изменчиво и стремительно, бесконечное удивление театральным чудом...
Бизнесмен Евгений Думнов во Владимире основал «Думнов-Театр», где сам себе и актер, и худрук, и постановщик, часто — в соавторстве с режиссером Вологодского камерного драматического театра Яковом Рубиным. Ясные и умные спектакли ставит Софья Федёкина в Набережных Челнах. Все — желанные гости на разнообразных фестивалях народного творчества. Про этих подвижников можно сказать: они не играют в театр, они им живут.