Книги октября

29.09.2014


Валерий Шубинский. Зодчий. Жизнь Николая Гумилева 

М.: Corpus, 2014. — 736 с.

Новая биографическая книга о Николае Гумилеве примечательна прежде всего сквозящей через все повествование, вольной или невольной, рефлексией ее автора, известного поэта и литературного критика Валерия Шубинского. Это делает рассказ о судьбе одного из кумиров Серебряного века намного живее, интереснее, нежели стандартные жизнеописания, сработанные «профессиональными биографами». Кто лучше поймет и оценит поэта, чем другой поэт?

Подробные обстоятельства трагического финала жизни Гумилева до сих пор доподлинно неизвестны — был ли он убежденным монархистом, храбрым, презирающим смерть заговорщиком или всего лишь носил привычную для него маску некоего вымышленного героя... 

Автор книги склоняется к версии о том, что замечательный поэт-лирик вовсе не склонен был к участию в чрезвычайно опасных (хоть для врагов, хоть для друзей и себя лично) заговорах, а просто-напросто играл на публике однажды избранную роль. Никакой угрозы он для большевиков не представлял. Тем несправедливее и бесчеловечнее выглядит расправа над ним — расстрел в конце лета 1921 года.

В издании также представлены стихотворные отклики на смерть Николая Гумилева, написанные Анной Ахматовой, Владимиром Набоковым, Максимилианом Волошиным и другими русскими поэтами.


Дмитрий Володихин. Московский миф

М.: Вече, 2014. — 352 с.

Всякий древний город с великой историей обладает собственными легендами, мифами, подчеркивающими его особость, освящающими так или иначе его уникальный (иногда сакральный) статус. Ромул и Рем, «как известно», были детьми бога Марса, и их вскормила волчица... Первый епископ Парижа Дени, будучи обезглавлен на холме Монмартр, донес свою отрубленную голову до старого кладбища, и с тех пор там находится усыпальница французских королей... Можно ли рассказать что-то похожее о древней Москве и ее основателях? И почему этот великий город некогда взял на себя миссию Третьего Рима?

Об этом — новая книга историка Дмитрия Володихина. Она практически не содержит наивных легенд, подобных вышеупомянутым, зато довольно четко и подробно освещает страницы летописей, свидетельствующих о принятии Москвой ее священных регалий и полномочий, и обстоятельства, при которых они были обретены. Эти поворотные вехи имеют мало общего с языческими и раннехристианскими сказками. Большой Московский Миф основан на реальных событиях русской православной жизни, на подвигах и славе наших предков, на традициях, присущих крупнейшей евразийской столице.

Игумен псковского Елиазаровского монастыря Филофей в начале XVI века писал: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Подтвердилось ли пророчество? Ответить на этот вопрос пытается автор книги.


Владимир Галайко, Анна Галайко. Хроники 500-го военного городка (История московского особняка)

М.: Астрея-центр, 2013. — 309 с. с ил.

История сравнительно небольшого двухэтажного дома, расположенного в Большом Знаменском переулке столицы и значащегося под номером 8/12, поражает. И прежде всего, увы, тем, что эту самую историю до недавнего времени хорошо знали считанные единицы (максимум — десятки) москвичей. Включая, само собой, авторов данного издания — Владимира и Анну Галайко. 

А между тем уютный, не самый приметный ныне особняк несчетное число раз принимал когда-то Пушкина. И вообще, в годы жизни великого поэта считался в кругах московской богемы «первым домом». Здесь устраивались балы и другие «культурно-развлекательные мероприятия» для столичного дворянства. Здесь в разные годы располагались знаменитая библиотека Авраама Норова, которой пользовался тот же Пушкин, и большая коллекция картин импрессионистов, принадлежавшая Сергею Щукину. Для этой «постоянной выставки» Анри Матисс некогда написал свои лучшие работы «Танец» и «Мелодия».

Кстати, первым широко известным владельцем здания стал в XVIII веке генерал-аншеф Алексей Шаховской. Ему оно было пожаловано за особые заслуги перед Отечеством: Алексей Иванович после смерти Петра I и возникших в связи с этим «центробежных тенденций» в Государстве Российском сумел удержать в его границах Малороссию, выстроив верные отношения с правившей казацкой старшиной.

Не менее примечательны и страницы истории особняка, относящиеся к советскому периоду.


Николай Стариков, Дмитрий Беляев. Россия. Крым. История

СПб.: Питер, 2014. — 256 с.

В последние месяцы о Крыме написано и сказано столько, что весь этот колоссальный объем тематической, крайне полезной и актуальной информации явно не мешало собрать, как минимум, в одной новой книге. Оптимально — во множестве книг. 

Одними из первых в этом плане поработали известный публицист, политолог Николай Стариков и его соавтор по изданию писатель Дмитрий Беляев. Их книга хороша простотой изложения, удачным подбором фактов, полезностью в качестве учебно-просветительского (если угодно, популярно-пропагандистского) пособия, в особенности — для подрастающего поколения. «Политические» нотки в рассказах о славной истории русского Крыма, несомненно, присутствуют, но они отнюдь не заглушают главного — честного повествования, дающего адекватное представление о том, почему Российская Федерация обладает всей полнотой прав на замечательный причерноморский полуостров.

Авторы составили сборник в обратной хронологической последовательности. Сначала рассказывается о возвращении Крыма в состав России, затем — о двух с лишним десятилетиях нахождения этих земель под флагом постсоветской Украины. Дальше описываются обстоятельства самого скверного акта хрущевского волюнтаризма (1954). Затем — Великая Отечественная война, крымские ужасы Гражданской, героические и трагические годы Крымской войны (1853–1856). Заключительная глава закономерно посвящена первому присоединению Тавриды, непосредственно связанному с именами императрицы Екатерины, князя Потемкина, полководца Суворова и других выдающихся людей той эпохи.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть