Сокровища Тары
19.10.2019
Сергей Татауров, Филипп Татауров, Лариса Татаурова, Сергей Тихонов. Археологическая летопись земли Тарской
Омск: Издатель-Полиграфист, 2019
«Можно сказать, что под площадями и газонами лежат семь древних городов со своей жизнью — событиями, укладами, праздниками и повседневным бытом. От слоя к слою мы наблюдаем, как менялся наряд города — от железной кольчуги к гражданскому платью, от сабли на поясе — к купеческому безмену», — сообщает «Археологическая летопись земли Тарской», книга, увидевшая свет в год 425-летия старейшего города Сибирского федерального округа.
В 1594 году князь Андрей Елецкий получил от царя Федора Иоанновича наказ: «Идти город ставить вверх Иртыша на Тару-реку, где бы государю было впредь прибыльнее, чтоб пашню завести и Кучума царя истеснить и соль завести». Крепость в центре враждебного Сибирского ханства возводили из местного кедра очень быстро, выбрав для нее укрепленное самой природой место. Едва завершив строительство, русский экспедиционный корпус приступил к активным военным действиям. Вскоре с Кучумом было покончено, но у хана остались жаждавшие реванша сыновья и внуки. Так что первые полтора века истории Тары — это сплошная череда отраженных набегов и ответных походов в степь. «История государства Российского» Николая Карамзина свидетельствует: на протяжении всего XVII века Тарская крепость служила «неодолимой твердыней для всяких бывших кучумовых гнусников». Не случайно посад у нее появился только в XVIII столетии.
Сегодняшняя Тара — удивительно спокойный и живописный городок, который словно наслаждается продолжительным отдыхом после выпавших на его долю бурных событий. Дерево — материал недолговечный, поэтому архитектурный памятник русской воинской славы не уцелел. На месте крепости сейчас находятся администрация, почта и дом культуры. Но постепенно хранящие память о былых событиях артефакты обнаруживают себя — например, три перстня, принадлежавшие европейским дворянам, полякам или литовцам. В местном гарнизоне было много иностранцев. По мнению специалистов, сохранившееся под землей наследие сопоставимо с сокровищами Великого Новгорода, Старой Ладоги или Мангазеи. Археологические раскопки в историческом центре старинного поселения ведутся с 2007 года.
— Когда впервые приехал в Тару и мне показывали город, на месте Никольского собора на тропинке, по которой каждый день ходят сотни людей, я нашел серебряный крестик. И сразу понял, что нам стоит начать большую работу, — вспоминает ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, один из авторов «Летописи» Сергей Татауров.
За 12 лет ученые исследовали жилые постройки, фундаменты башен, мастерские. Оказалось, что в Таре деревянные сооружения сохраняются лучше, чем в других сибирских городах. Нашлось множество предметов, позволивших прояснить разные стороны жизни города-крепости, а также некоторые исторические подробности.
Усадьба тарского воеводы оказалась почти такой же, какие строились в европейской части России, необычным был лишь крытый замкнутый двор — соорудить его заставил суровый климат. Избы здесь ставились небольшие, однокомнатные (чем теснее помещение, тем меньше требуется дров для обогрева). Дома с несколькими комнатами появились только в XIX веке.
С самого начала своей истории Тара не только воевала, но и торговала: караваны из Бухары пришли сюда сразу же после основания городка, ведь крепость была возведена на пересечении торговых путей. Уже в 1630 году на тарской ярмарке появилась китайская фарфоровая посуда. Селение отнюдь не походило на оторванную от остального мира глухомань или спартанский военный лагерь. В XVII веке в этом пребывавшем на военном положении пограничном поселении носили модную обувь на высоком каблуке, представители местной знати даже находили время на то, чтобы охотиться с соколом. А как только в Центральной России после петровских реформ появились вилки, их стали производить и здесь.
Книга рассказывает о многолетних археологических исследованиях в Омском Прииртышье, важнейших находках и открытиях. Прекрасно оформленное научно-популярное издание демонстрирует, насколько насыщенной событиями была история края, где, по мнению многих обывателей, вроде бы ничего не происходило. Тут строили города и хоронили вождей в царских курганах воинственные саргаты, силой оружия покорившие соседние земли и даже державшие под контролем участок Великого шелкового пути. Золото текло к ним рекой. Кстати, именно сокровища, найденные в саргатских курганах, стали основой Золотой коллекции Петра I, хранящейся ныне в Эрмитаже. Еще в Х–ХIII веках в Прииртышье имелись и свои крепости, и укрепленные города — в общем, все как в остальной России.
Многие годы сокровища Тары были доступны узким специалистам, теперь же любой, кто возьмет в руки этот том, может увидеть их своими глазами.