Декабрь. 2018

24.11.2018


4 декабря

115 лет со дня рождения Лазаря Лагина

Автор «Старика Хоттабыча» был категорически недоволен экранизацией своего легендарного произведения, даже требовал убрать из титров собственную фамилию, то бишь ставший ею творческий псевдоним. Проживи Лазарь Иосифович еще лет восемь — десять (умер в 1979-м), он наверняка бы изменил мнение на сей счет. Ведь удивительно красочная, мастерски сработанная кинокартина Геннадия Казанского, вышедшая на экраны в 1957 году, не только не испортила сказку о джинне и его друге пионере, но сделала ее еще популярнее, а главное, долговечнее. Штука в том, что сцены, насыщенные идеологией коммунистического строительства, нынешние школяры просматривают как урок истории, практически не обращая внимания на лозунги и постулаты советской морали. Зато фрагменты, связанные с чудесами, волшебством и превосходным лагинским юмором, воспринимают на ура.

Впрочем, Россия — самая непредсказуемая в мире страна, и не исключено, что споры юного Вольки и древнего Хоттабыча о том, что следует считать настоящим богатством, а что — суетой сует, когда-нибудь снова станут злободневными. А значит, и поучительная сказка советских времен будет вполне понятной для подрастающих поколений в любой из авторских редакций.

12 декабря

90 лет со дня рождения Леонида Быкова

С детства он мечтал летать. В эвакуированное на Алтай летное училище 15-летнего паренька не приняли. Через два года в Ленинграде мечта почти сбылась: Леонид поступил во 2-ю спецшколу для летчиков. Но проучился там совсем недолго, школу расформировали, поскольку война завершилась.

А спустя 8 лет выпускник актерского факультета Харьковского театрального института сыграл свою первую роль в кино — деревенского паренька Сашко в картине «Судьба Марины». Затем появились на экране принесшие всесоюзную славу веселый и находчивый Максим Перепелица, тихий, романтичный Алешка Акишин из «Добровольцев» и его во многом схожий тезка из «Алешкиной любви».

Заветные думы о небе и героях-летчиках Быков гениально воплотил в кино в 1970-е. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким написал сценарий фильма «В бой идут одни «старики». В 5-м гвардейском истребительном авиационном полку действительно существовала «поющая эскадрилья», при которой имелся собственный хор. И именно там служил дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, один из прототипов Алексея Титаренко, блистательно сыгранного Быковым.

«Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!» — пояснял актер, в реальной жизни наделенный примерно теми же качествами, что отличали его добрых, искренних, всеми любимых киногероев.

13 декабря

145 лет со дня рождения Валерия Брюсова

В творчестве одного из основоположников русского символизма сочеталось, казалось бы, несочетаемое — начала созидательные и разрушительные, жажда жизни и нарочитое стремление к смерти.

Андрей Белый называл его «поэтом мрамора и бронзы». Большевик Лев Каменев утверждал, что Брюсов —  «молотобоец и ювелир». Сам же Валерий Яковлевич писал в личном дневнике: «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня».

Он постоянно пребывал в поиске, изучал историю и философию, искусство и литературу, иностранные языки. Брюсов пробовал себя в разных жанрах. Искал новые формы стиха, экзотические рифмы, создавал необычные, часто вычурные образы.

Занимался переводами, выпускал журналы (первый рукописный под названием «Начало» — еще в гимназии). В годы Первой мировой служил военным корреспондентом газеты «Русские ведомости». В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт и до конца жизни оставался его ректором и профессором. А еще являлся настоящим виртуозом импровизации — венок сонетов «Роковой ряд» из пятнадцати произведений поэт создал всего за семь часов. Брюсов был в числе первых русских поэтов, обратившихся к урбанистической теме. Этот певец больших городов заявлял: «Рассеется при свете сон тюрьмы, и мир дойдет к предсказанному раю». Мегаполисы в его произведениях представали бескрайним, густым лесом символов.

14 декабря

75 лет назад вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об утверждении нового гимна СССР

В разгар Великой Отечественной страна переживала небывалый национально-патриотический подъем. Побеждавшему могущественного, смертельно опасного врага государству нужен был гимн, который бы существенно отличался от прежнего — абстрактного и чужеродного «Интернационала». Требовались и подходящие авторы. Ими стали — надо полагать, не случайно — бывший регент крупнейших церковных хоров, сызмальства укорененный в православной среде музыкант-композитор Александр Александров, известные поэты Сергей Михалков и Габриэль Уреклян (Эль-Регистан). И хотя в первой же строчке провозглашалась нерушимость союза «республик свободных», особо подчеркивалось, что сплотила их великая Русь. Гимн оказался настолько удачным — одновременно простым и красиво-торжественным, духоподъемным — что после безвременья 1990-х наши соотечественники вновь признали его своим.

Поначалу многие россияне пели под музыку Александрова по старинке, как бы отдавая должное своей недавней жизни в СССР. В последние годы гимн практически единодушно исполняется в актуальной версии, автором которой также является Сергей Михалков.

14 декабря

60 лет назад в Антарктиде была основана  советская станция «Полюс недоступности»

Первопроходцам самого южного и самого холодного на Земле материка было мало достичь географического полюса — там они впервые побывали еще в начале XX столетия. Гораздо труднее оказалось пробраться вглубь, в условный центр Антарктики, который к концу 1950-х, по словам тогдашних полярников, был изучен хуже, чем видимая сторона Луны.

На самом далеком от нас континенте в ту пору действовали несколько советских научных станций. В район Полюса недоступности — равноудаленной от всех берегов Антарктиды точки — наша экспедиция под руководством Героя Советского Союза Евгения Толстикова двинулась на санно-гусеничном поезде, состоявшем из тяжелых тягачей, вездехода и саней-прицепов.

Крайне опасный, чреватый всевозможными неожиданностями (например, посреди бескрайней снежно-ледяной пустыни вдруг послышался «оглушительный звук, напоминающий грохот от удара по пустой деревянной бочке, но в тысячу раз сильнее») поход от станции «Советская» до пункта назначения занял больше десяти суток. 14 декабря в 14 ч. 45 мин. по московскому времени экспедиционный караван достиг Полюса недоступности, где прежде не ступала нога человека. Полярники установили радиомачту, оборудовали постоянную радиостанцию, разбили метеоплощадку, соорудили жилой балок, подняли флаг СССР и водрузили на привезенный постамент бюст Ленина. Легендарный американский пилот Ричард Бэрд, который еще в 1929 году первым в истории пролетел над Южным полюсом, в поздравительной телеграмме писал: «После того, как русские высадились на этих ледяных берегах, я нисколько не сомневался, что именно они первыми достигнут этой точки планеты».

27 декабря

80 лет назад было учреждено звание Героя Социалистического Труда

Текст Положения гласил: «Звание... присваивается лицам, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед государством, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР».

Золотой Звезды с серпом и молотом удостаивались руководители страны и предприятий, выдающиеся ученые, конструкторы, изобретатели, писатели, художники, артисты, рядовые труженики — все, кто внес огромный личный вклад в общегосударственное дело. Первым награжденным стал Иосиф Сталин.  Но становились Героями Соцтруда и обычные школьники, которые наравне со взрослыми восстанавливали в послевоенные годы разрушенное хозяйство страны. К примеру, 15-летний Турсунали Матказимов трудился в Таджикистане, в колхозе имени Фрунзе, где в составе пионерской дружины участвовал в посадке и уборке хлопка. Когда случились заморозки и все усилия пионеров едва не пошли прахом, Турсунали предложил сверстникам во что бы то ни стало бороться за урожай. Несколько ночей они дежурили на полях, жгли костры, накрыв каждый кустик специальным, сохранявшим тепло колпачком из бумаги. Несмотря на неизбежные потери, ребята смогли вырастить рекордный урожай: юным труженикам удалось получить 89,2 центнера хлопка с гектара на общей площади в 3 га.

28 декабря

110 лет со дня рождения Евгения Вучетича

Суровая Родина-мать с поднятым мечом и Воин-освободитель, уже опустивший оружие (он бережно держит на руках маленькую девочку) — на эти памятники, запечатлевшие апофеоз и триумфальное завершение Великой Отечественной, невозможно смотреть бесстрастно.

Их автор, сын обрусевших серба и француженки Евгений Вучетич, знал о войне не с чужих слов. С первых дней он ушел добровольцем на фронт. После тяжелой контузии и демобилизации он выезжал на передовую в составе Студии военных художников имени Митрофана Грекова.

Искусствоведы сходятся во мнении: на создание Родины-матери — центра мемориального комплекса, прославляющего мужество защитников Сталинграда, — Евгения Викторовича вдохновила античная скульптура Ники Самофракийской. Великое произведение Вучетича на берегах Волги стало первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона: в послевоенный период было отдано предпочтение одному из самых недорогих материалов.

Что касается Воина-освободителя, то работа над монументом началась с поразившей скульптора истории: в апреле 1945-го сибиряк Николай Масалов, рискуя собственной жизнью, спас из-под шквального огня маленькую немецкую девочку. Бронзовый солдат стоит на постаменте из трофейного гранита —  камня, заготовленного по приказу Гитлера для строительства монумента в честь победы над Советским Союзом.


Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть