«Книжкина неделя» против гаджетов

22.03.2015

Людмила КОНДРАШОВА, директор редакции детской литературы издательства ЭКСМО

2 апреля — Международный день детской книги. В прежние времена в этот день, конечно же, никто не вывешивал государственных флагов. Однако по телевизору после серьезных новостных сюжетов дикторы с улыбкой объявляли о том, что во всем мире отмечается праздник детской книги.

В домах и дворцах пионеров (по-современному — досуговых центрах), библиотеках проходили недели детской и юношеской литературы. Устраивались утренники, выставки, викторины, встречи с писателями. А еще в местах проведения праздника работали книжные базары, где можно было купить детские книги — большой дефицит по тем временам. 

Мое детство пришлось на 70-е, и я очень любила эту «Книжкину неделю». Правда, 2 апреля связывалось в основном не с днем рождения Г.-Х. Андерсена, а, скорее, с весенними школьными каникулами. 

Сегодня дети практически не знают о таком празднике. Время пресыщения в плане развлечений, прямо скажем, неважно сочетается с прежними конкурсами и авторскими выступлениями на публике. Красивые детские книги продаются на каждом углу (и, к сожалению, перестали быть такой же радостью для ребенка, какой когда-то были для нас). Это грустно, но, как говорится, такова жизнь. Современная детвора мало читает. Кто в этом виноват? Наверное, прежде всего мы, занятые родители. 

Не скажу, что на литературу, предлагаемую детям, некогда повлияла смена политического строя в стране. Просто самих книг, в том числе новинок, стало значительно больше. Поначалу частные издательства, пришедшие на смену государственным, утоляли многолетний читательский голод. В начале 90-х годов только «частники» ежемесячно издавали произведения известных детских писателей тиражами по 100–200 тысяч экземпляров, и все это сметалось с прилавков! (Для сравнения: сейчас напечатать и продать за год 10 000 экземпляров детской книги уже считается хорошим результатом.)  

Метаморфозы больше связаны со сменой людей, которые стали работать над детской книгой. Раньше к этому привлекались профессиональные художники, переводчики, редакторы и корректоры. В постперестроечное время многим стало казаться, что все это необязательно. Умеешь держать карандаш или кисточку в руках — рисуй иллюстрации. А то, что не знаешь ни принципов построения композиции, ни верных пропорций, не страшно. Главное — краски поярче да рисунки покрупнее. Похожее происходило и с текстом. Придумала мама стишки для своих детей, прочитала подружке, та похвалила — и вот уже в маленьком издательстве тиражируются стихи новой «поэтессы». В таких условиях и формировался вкус читателей, которые сейчас покупают книги для своих детей. У многих он оказался просто-напросто испорчен изданиями «переходного периода».

Но в последние годы ситуация стала меняться. То ли всеобщая тяга ко всему хорошему, что было в СССР, то ли государственная политика, ориентированная на лучшие традиции, тому причина — в наших издательствах успешно переиздаются книги, на которых росли родители и бабушки современных детей. И это прекрасно.

В детстве у меня были «Приключения Пиноккио» с иллюстрациями Марайя, напечатанные в Болгарии. Те рисунки никого не могли оставить равнодушным. Впоследствии все годы, что я работала в издательствах, мне хотелось вновь выпустить эту книгу. Лишь несколько лет назад нам удалось отыскать наследников иллюстратора. Те сравнительно недавно занялись архивом Либико Марайя, умершего в 1983 году. Мы встретились, и в конце 2014-го в нашем издательстве вышли первые шесть книг с работами выдающегося итальянского художника. Причем в том виде, в каком их хотел видеть он сам. Так что, можно сказать, этим книжкам для малышей мы дали вторую жизнь. 

Издания для дошколят пока еще покупают, пожалуй, так же часто, как и во времена СССР. Слава богу, еще не все готовы всучить ребенку планшет вместо книги. К тому же сегодня издается очень много «досуговых» книжек для маленьких (пальчиковые раскраски, задания и головоломки). Их охотно покупают родители, уделяющие внимание интеллектуальному развитию своих детей. 

С ребятами постарше ситуация сложнее. Художественную литературу для них стали приобретать гораздо реже. В эпоху интернета, стремительного развития гаджетов подростку не хочется читать книги: это «не современно», да и времени недостает.

2015-й объявлен в России Годом литературы. Может быть, это в какой-то мере подстегнет интерес к традиционным, бумажным книгам?


Точка зрения

Владислав Крапивинписатель, первый лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества

Примерно четверть века назад нормальный тираж издания для де­тей составлял 100 000 экземпляров. Сейчас — 4000–5000. Уже это одно говорит о том, насколько востребована такая литература нынче. Все это очень грустно. У людей сильно снизилась потребность в книге вообще. В этом винят интернет, атрибуты и аксессуары новой эпохи. Могу возразить примерно так: когда появилось кино, надобность в книгах отнюдь не отпала. Они оставались так же необходимы людям, как и в докинематографическое время. Снимались фильмы по мотивам тех или иных произведений, а последние все равно пользовались ничуть не меньшим спросом.

Сейчас появилась возможность читать книги с экрана, однако и ею пользуются все меньше. Зато играющих буквально на ходу в электронные игры встречаем где угодно: на улице, в общественном транспорте, любом учреждении...

Прежде всего сократилась потребность в идейных, высококачественных и высокохудожественных текстах. Это нездоровая ситуация, грозящая самыми серьезными неприятностями для всей цивилизации, свидетельствующая о том, что среди нас неуклонно снижается количество интеллигентных, культурных, знающих людей. Без книги, несмотря на стремительное развитие технологий, никакое общество не может нормально развиваться — воспитывать детей, давать им полноценное образование.

В жюри конкурса, которое я возглавляю (Международная детская литературная премия Владислава Крапивина. — «Свой»), ежегодно поступают произведения молодых литераторов. Там есть превосходные, на мой взгляд, вещи (не стану называть имен и названий, дабы никого не обидеть), но я никогда не вижу их напечатанными. Как они найдут своих читателей? На мой взгляд, тут требуется какой-то особый подход, возможно, создание некоего комитета по делам детской литературы, который бы разбирался с текстами, будущими книгами, предлагал бы их читателям.

Детям необходимо прививать интерес и любовь к «вечным», великим детским книгам. В моем детстве таковыми считались «Два капитана», «Остров сокровищ», «Отверженные», «Пятнадцатилетний капитан», «Белеет парус одинокий», «Приключения Тома Сойера» — все не перечислишь. Они были неотъемлемой частью нашего быта. 

Когда мне было семь лет, мы жили под одной крышей с моим другом Павликом Шадриным. Однажды он принес домой книжку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Я начал ее читать, буквально вцепился в нее, не хотел отдавать. Даже устроил громкий рев, когда Павлик потребовал ее вернуть. Ревел я долго и настырно, нимало не стесняясь своих слез, до тех пор, пока он не кинул в дверь книжкой, сказав при этом: «На, читай, а то от твоих слез промокнут все половицы». Я утонул в этой книге с головой. Передо мной открылся великолепный сказочный мир — приключений, верных друзей, настоящего товарищества... С тех пор она стала частицей моего бытия, я перечитывал ее сотни раз. И сегодня, когда беру ее в руки, снова как бы возвращаюсь в детские годы.

У каждого мальчишки и каждой девчонки с самого раннего детства должна быть такая любимая, великая (пусть и не для всех она представляется таковой), помогающая в жизни книга.

Я знаю немало материально благополучных, вполне порядочных, довольно грамотных людей, которые тем не менее не могут понять, что без книги жить очень трудно, что непонимание сущности культуры, творческого вдохновения рано или поздно аукнется. Такой человек, несмотря на все свое благополучие, может очутиться в ситуации, в которой оказался один из персонажей «Золотого ключика». Заканчивается эта сказка словами: «Карабас Барабас так и остался сидеть в луже под дождем».

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть