Дмитрий Шаховской: «Служим России одиннадцать веков»

14.08.2014

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

С Дмитрием Михайловичем Шаховским, представителем княжеского рода, происходящего от легендарного Рюрика, беседует собственный корреспондент журнала «Свой» во Франции.

СВОЙ: Кто из Ваших предков оставил наиболее заметный след в российской истории? 
Шаховской: Из Рюриковичей прежде всего назову, конечно же, святого Владимира и его правнука Владимира Мономаха. Они были князьями, владевшими землями от Балтийского до Черного моря и от Карпат до Волги. Сын Владимира Крестителя Мстислав правил в Тмутаракани. В его княжество входило побережье Крыма. Почитаем мы и святого великого князя Смоленского и Ярославского Федора Ростиславича Черного, жившего в XIII веке. 

Самый известный из нашего рода в XVII столетии — Семен Шаховской, поэт и писатель. Французский историк Пьер Паскаль определил его как одного из наиболее выдающихся представителей русской интеллигенции той эпохи. Отмечу также Алексея Ивановича, который в годы царствования Анны Иоанновны был правителем Малороссии. Его племянника Якова Петровича, обер-прокурора Святейшего Синода, историки считают самым честным человеком своего времени — видимо, подразумевая, что подобных людей было не так много, как хотелось бы. 

Мой прапрадед генерал Иван Леонтьевич Шаховской, герой Отечественной войны, сражался при Бородине, участвовал во взятии Парижа.

СВОЙ: «Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный рой», — писал в «Евгении Онегине» Пушкин об авторе более чем ста пьес, долгие годы руководившем петербургскими театрами…
Шаховской: Александр Александрович до того, как стал драматургом, был гвардейским офицером Преображенского полка. Лично знал Александра Сергеевича.

СВОЙ: Каково это — принадлежать к одному из самых именитых родов России? 
Шаховской: На протяжении одиннадцати столетий Шаховские служили России. В основном — на военном, а кто-то и на гражданском поприще. Наше прошлое — а это определенный психологический груз — я прочувствовал и в известной мере осознал рано, когда мне было лет десять, наверное. Титул князя ко многому обязывает, требует самодисциплины. Важны, конечно, и воспитание, и среда...

СВОЙ: Ваш княжеский герб украшен гербами Ярославля, Смоленска и Киева. Есть ли у Шаховских какие-то общие, фамильные черты? 
Шаховской: Чувство ответственности перед страной и народом — как на военной, так и на гражданской службе. Герб Шаховских свидетельствует о том, что в нашей семье всегда воспринимали Россию как единое целое. Еще одна общая черта — преданность Романовым. Несмотря на то, что в нашем роду был и декабрист (который, к слову, не участвовал в восстании). Правда, я бы упомянул некоторый либеральный дух, присущий отдельным представителям рода. К примеру, писательнице Зинаиде Шаховской, владыке Иоанну (князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. — «Свой»), чья любовь к России и преданное служение ей также сомнений не вызывают. 

СВОЙ: Где волею судеб оказались сегодня Шаховские? 
Шаховской: В основном во Франции. Есть одна семья в Канаде и представители той же ветви в Австралии — они попали туда после Второй мировой войны. В России обосновались мои сыновья. Старший, Иван, занимается в Петербурге охраной памятников, а младший, Илларион, работает в Москве, в Лиге безопасного интернета. Дочь Наташа вышла замуж за француза и живет под Парижем. У нее две дочки, и обе говорят по-русски.

СВОЙ: Вы автор многотомного труда «Российское общество и дворянство». Какую роль играли дворяне в жизни страны? 
Шаховской: Убежден, что дворянство — сливки русского общества, лучшая часть нашего народа. Это связано с тем, что именно в России (может быть, единственной европейской стране) дворянство не было закрытой кастой. Дворянами становились за заслуги в разных областях — военной, научной и так далее. По достижении определенной должности и чина каждый получал право считаться таковым, что немного раздражало старую знать. В дворянское сословие мог быть произведен и купец. Кроме того (и это гораздо хуже), на родовитых да именитых оказывало влияние западное воспитание. При этом многие из них старались сохранить некое равновесие между чисто русской и западной культурой. Вспомните извечный спор между славянофилами и западниками... 

СВОЙ: О ком говорили: «Из грязи в князи»?
Шаховской: Возможно, первоначально имели в виду петровского соратника Александра Меншикова. Дальше — по обстоятельствам...

СВОЙ: Вы родились в Париже, здесь же получили образование, имеете французское гражданство. Наверное, непросто быть одновременно французом и русским?
Шаховской: Герцен, который среди критиков своей страны занимал не последнее место, сказал: «Вера в Россию спасла меня...» Могу повторить то же самое. Я родился за рубежом, и вся моя жизнь, как и жизнь родителей, была связана с верой в Россию. В Париже рос в русской среде, общался и с военными, и с интеллигенцией. Я не мог ощущать себя французом. В детстве говорил по-русски. Французы всегда относились ко мне как к русскому. Для недоброжелателей был «грязным русским». При рождении оказался владельцем нансеновского паспорта. Я стал французом, потому что родители понимали: учиться и работать без гражданства невозможно. Конечно, могу сказать, что я и француз. Приведу мое любимое сравнение: возьмите огурец и опустите его в чужой, отличный от огуречного рассол, и у него будет несколько другой вкус. Менталитет человека, который постоянно живет на Западе, неизбежно меняется. 

СВОЙ: Только что переиздана книга Вашего дяди, князя Алексея Николаевича Шаховского, «Что нужно знать каждому в России», которая впервые увидела свет в 1912 году. 
Шаховской: Значение этой книги в том, что она ставит вопросы, по-прежнему касающиеся каждого из нас. Ее главы: «Что значит быть хорошим сыном Отечества», «Патриотизм», «Флаг, знамя, гимн». 

«Мы все осознавали себя русскими, — написал я в предисловии. — В детских лагерях при поднятии русского трехцветного флага пели «Коль славен» и произносили сокровенные слова: «За Русь! За веру!» На концертах или праздниках русской культуры при исполнении гимна «Боже, царя храни!» или песни из оперы Глинки «Славься, великий наш русский народ» весь зал вставал как один». 

СВОЙ: В письме председателю Российского исторического общества Сергею Нарышкину Вы назвали «настоящим праздником» день возвращения в Россию Крыма и Севастополя. Каковы Ваши впечатления от недавней поездки на этот полуостров? 
Шаховской: Это возвращение — важнейшее событие, в том числе и для русской эмиграции. По приглашению директора Института стран СНГ Константина Затулина мы поехали в Крым сразу после того, как полуостров снова стал частью России. Участвовали в очень интересной международной ассамблее «Русский Крым: историко-цивилизационные корни». Меня поразило то, насколько дороги крымчанам Россия, русская история, русский язык. Для меня эта земля, естественно, всегда была русской. Для многих моих соотечественников последним, что они видели, навсегда покидая Родину, был Крым. В Севастополе нам предложили поехать в русскую частную школу для сирот. Ученики устроили для нас маленький концерт. Сначала спели «Христос Воскресе», а потом — «Боже, царя храни!». В этой школе, где учатся ребята от 6 до 17 лет, я ощутил настоящий русский дух.

СВОЙ: Вы один из учредителей и вице-президент Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе. В чем состоит его миссия?
Шаховской: В том, чтобы добиться взаимопонимания между разными юрисдикциями православной церкви. И, по возможности, их объединения, как это произошло с Русской зарубежной церковью. Именно к этому призывал патриарх Алексий II. 

СВОЙ: Несколько лет назад Вас наградили медалью Пушкина за вклад в сохранение русского культурного наследия…
Шаховской: Это высокая оценка моей преподавательской деятельности в нескольких французских университетах и в парижском Свято-Сергиевском богословском институте. Я много лет преподавал и преподаю по сей день русскую историю, философию, историю православной церкви. Стремлюсь показать студентам настоящую Россию. Объять необъятное невозможно, но я даю необходимые основы для адекватного восприятия России. Она сегодня очень многоликая. 

СВОЙ: В чем Вы видите роль русской эмиграции?
Шаховской: В том, чтобы свидетельствовать о той России, из которой мы вышли, и наводить мосты с той, которая возрождается после тяжелейших испытаний. Надо помогать стране, исправлять искаженный образ, который навязывают ее недруги. В наведении мостов предстоит немало сделать следующему поколению. Поэтому я очень рад, что мои сыновья сейчас работают в России. У них патриотические взгляды.

СВОЙ: Что объединяет русский мир?
Шаховской: Его главный стержень — конечно, русский язык. Свою роль играют также экономика, политика, культура. 

СВОЙ: Отношения с Европой в последнее время резко обострились. Мы больше не союзники?
Шаховской: Еще Александр III говорил, что у России два союзника — ее армия и флот. Многое связано с европейским менталитетом. Что такое Европа? Это конгломерат маленьких государств, по соседству с которыми расположилась седьмая часть мира. Они воспринимают это как угрозу. Хотя никакой угрозы не было и нет. 

СВОЙ: Помните, Бжезинский утверждал, что Россия без Украины — это не империя? 
Шаховской: Что за чушь! И без Украины Россия, с учетом ее масштабов, всегда будет империей. Если бы в России было все так плохо, как малюют ее противники, разве устремились бы туда беженцы с Украины? Читал у Николая Карамзина о том, что в конце XVIII века из прибалтийских стран, которые в какой-то мере были «витриной», крестьяне бежали именно в крепостную Россию. Это означает, что там им было лучше, нежели дома.

СВОЙ: Вы возглавляете популярное интернет-издание — «Русскую зарубежную газету»... 
Шаховской: Цель этой газеты — а ее читают во всем мире — давать объективную информацию. Когда смотришь французскую прессу о России, остается только развести руками.

СВОЙ: Чем объясняется антироссийская направленность французских СМИ?
Шаховской: Когда начались украинские события, я был в Петербурге и получал несравненно более правдивую информацию, чем та, которую преподносят во Франции. Французские журналисты не стремятся к объективному освещению, а делают то, что соответствует определенному заказу. Его они вынуждены выполнять, чтобы не потерять работу. 


Штрихи к портрету

Дмитрий Михайлович Шаховской родился в Париже в 1934 году. Окончил Сорбонну. Профессор, доктор историко-филологических наук. Крупнейший на Западе специалист по русской генеалогии, председатель Родословной комиссии и вице-председатель Союза русских дворян, созданного в 1925 году. Видный общественный деятель, награжден медалью Пушкина за вклад в дело сохранения русского культурного наследия. Коллекционирует книги. Любитель классической музыки. Занимался скульптурой. Брал уроки иконописи. Знаток старинной мебели.

Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Игорь Моцный 28.12.2014 20:43:20

    Здравствуйте уважаемый Дмитрий Михайлович! С Сибирским приветом к Вам из Омска! Смотрел передачу ВЕСТИ НЕДЕЛИ про РУССКИЙ МОСТ. Большое спасибо Вам и всем русским за границей, за Вашу поддержку!
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть