Поверженные кумиры
30.10.2018
Юлия КУДРИНА, доктор исторических наук
В 1918 году Совнарком распорядился снести все памятники, «воздвигнутые в честь царей и их слуг». К примеру, в Костроме, когда сносили колонну с бюстом царя Михаила Федоровича Романова, не пожалели и бронзовую фигуру Ивана Сусанина, которая являлась частью композиции. Особенно досталось изображениям царя-освободителя Александра II.
Вконце XIX века убитый террористами государь очень многими воспринимался как правитель, даровавший свободу. Императору были искренне благодарны и целые народы, и бесчисленные представители разных социальных страт: болгары, избавленные от османского гнета, финны, получившие для своего языка статус государственного, немалая часть русских мужиков — из тех, кто сумел стать не просто свободными, но и довольно зажиточными.
Примечательно, что более десятка монументов, посвященных самодержцу, создал сын крепостного крестьянина Александр Опекушин. Александр Михайлович родился 28 ноября 1838 года, в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии. У него рано обнаружились способности к творчеству, и артель лепщиков, где он работал, собрала необходимые средства для его обучения. С разрешения помещицы талантливого юношу отправили на учебу в Санкт-Петербург. Опекушин поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, которую блестяще окончил за два года. Продолжил образование в петербургской мастерской скульптора Давида Йенсена. В возрасте 21 года выкупился — получил вольную и стал учеником Императорской академии художеств. В 1862-м Совет Академии удостоил его Малой серебряной медали за барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово». В том же году под руководством Михаила Микешина участвовал в работе над памятником «Тысячелетие России». Фигура Петра I, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных (с Микешиным скульптор работал и над памятником Екатерине II в Петербурге). В 1864-м награжден второй серебряной медалью Академии. В 1872-м за статую Петра I и бюст цесаревича Николая Александровича, установленный в Санкт-Петербурге, ему присудили диплом академика скульптуры. А с 1890-х монархическая тема стала в его творчестве главной. Одна из самых значительных работ скульптора — памятник Александру II в Кремле.
«Мне кажется, я мог бы вылепить статую покойного Императора, закрыв глаза, до такой степени у меня жив в памяти его образ», — признавался художник, чей проект лично одобрил Александр III. Закладка первого камня на склоне Кремлевского холма, обращенного к Москве-реке, состоялась в мае 1893 года. Строительство длилось пять лет. Освящение памятника проходило в конце лета 1898-го — уже в присутствии Николая II.
Это был грандиозный мемориальный комплекс, состоявший из бронзовой статуи царя-освободителя, шатровой сени и колоннады. Опекушин изобразил императора во весь рост, в генеральском мундире, порфире и со скипетром. На постаменте выгравировали слова: «Императору Александру II любовию народа». Особую роль в ансамбле играла облицованная финляндским гранитом, украшенная бронзой с позолотой шатровая сень. Она выполнялась мастерами под руководством архитектора Николая Султанова. Ее кровля из вызолоченных, залитых темно-зеленой эмалью бронзовых листов венчалась двуглавым орлом. В сени поместили летопись жизни монарха. Статую с трех сторон окружала большая арочная галерея, на сводах которой разместили 33 мозаичных, выполненных по эскизам Павла Жуковского, портрета русских правителей — от Святого Владимира до Николая I. По фризу колоннады сделали надпись: «Сооружен доброхотным иждивением русского народа».
Значительную помощь в сооружении оказал генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Памятник был очень популярен у москвичей и гостей Белокаменной. По случаю открытия власти выпустили специальную настольную медаль, жетон и монету номиналом в один рубль.
Что касается первого опекушинского проекта, посвященного Александру II, то он был осуществлен в 1884 году в Астрахани, в губернаторском саду. Средства на установку выделили городские власти и местное купечество. Бронзовый самодержец предстал в ниспадающей порфире, со свитком «Манифеста об отмене крепостного права» в правой руке. На постаменте выбили лаконичное посвящение: «Царю-освободителю». С той поры и до советских времен площадь, прилегающая к саду, называлась Александровской.
В 1886-м схожие по духу произведения выдающегося скульптора появились в Пскове и Кишиневе. В древнем русском городе инициатива сооружения принадлежала купеческому обществу, ассигновавшему 5000 рублей. Купцы первой гильдии делали взносы по 150 рублей, второй гильдии — по 25 рублей. Для установки монумента жители Пскова и его голова Петр Калашников выбрали Торговую площадь, и 27 июля при большом скоплении народа состоялось освящение и торжественное открытие. Опекушин изобразил стоящего в мундире государя с орденской лентой, накинутой на плечи мантией и цепью ордена Андрея Первозванного на груди. Правой рукой он сжимал свиток манифеста 1861 года, левой — касался державы, лежавшей на небольшой тумбе. На гранитном постаменте — надпись: «Царю Освободителю Александру II», на задней стороне пьедестала — «От псковского купечества». Высокий постамент окружали массивные фигуры двуглавых орлов.
В 1889-м очередное творение Опекушина, посвященное этому государю, появилось в Царстве Польском, в Ченстохове.
В начале XX века по случаю полувекового юбилея издания исторического манифеста в России установили новые памятники императору, отменившему крепостное право. И снова без активного участия Александра Опекушина дело не обошлось. Скульптуры мастера появились в Рыбинске (1911), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913). На открытии монумента рыбинское общество наблюдало военный парад, торжественное возложение серебряных венков, читало выбитые на постаменте слова: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».
А на пьедестале памятника в известной в ту пору на всю Россию торгово-ремесленной слободе Воронежской губернии было начертано: «Благодарные крестьяне сл. Бутурлиновка. 1861–1911».
После Октябрьского переворота «лучшего скульптора России» лишили мастерской, ограбили во время обысков, а после выгнали из дома, в котором он проживал с семьей. Все их сбережения в Государственном банке аннулировали. Опекушин умер в марте 1923-го в глубокой нищете. О последних днях талантливого и самобытного художника сообщала ярославская газета «Крестьянский кооператор»: «Он заживо погребен. Квартира, в которой он живет с дочками, — холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание — как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М. Опекушина».
К моменту смерти Александра Михайловича о выполненных им статуях царя-освободителя в Советской России напоминали разве только сохранившиеся кое-где постаменты. Последние новая власть понемногу приспосабливала под иные фигуры.