02.03.2013
О настроении премьеры можно судить не заходя в зрительный зал: в фойе появилась инсталляция, посвященная репрессиям. С «фасада» — это уютные домашние стены с фотографиями в рамочках, на «изнанке» в черной пустоте повисли снимки заключенных.
На сцене декорации не более жизнеутверждающие — все та же стена высотой до самых колосников, будто уцелевшая после бомбежки. Вот здесь были перекрытия, где-то сохранились пожелтевшие обои, где-то шелухой отходящая краска обнажает старую кирпичную кладку. Уродливая плешивая стена высится над героями, как махина истории, прижимает их к самому краю сцены, где выстроен небольшой подиум. Пол, выкрашенный суриком, немного убогой мебели — вот и вся унылая обстановка коммуналки. Художники (Ольга Шаишмелашвили и Петр Окунев) тщательно реконструируют быт 50-х: Маркс на полках, радио на стене, авоськи, хлопчатобумажные колготки с пузырями на коленках и духи «Красная Москва».
На таком фоне разворачивается романтическая история. Она (Олеся Железняк) — одинокая женщина, воспитывающая племянника (Станислав Тикунов), коммунистка и мастер на «Красном треугольнике», он (Андрей Соколов) — несостоявшийся химик, позади — война, исключение из университета и лагерь. Их роман закончился еще в юности, «заочно, в письменном виде». И вот теперь, спустя семнадцать лет — встреча. Несбывшиеся мечты прячутся за ее выдуманной «счастливой» жизнью и его ложью о блистательной карьере.
«Да и Гулаг был» — одна короткая ремарка Володина, появившаяся в последнем прижизненном издании, послужила отправной точкой для художественного решения всего спектакля. Однокашником Тамариного племянника оказывается не какой-то безвестный поэт, а Рыжий — по фамилии Бродский. Звучит музыка Шостаковича, стихи Ахматовой. Главный герой, Ильин, робок, трусоват, вчерашнего заключенного выдают выбитый зуб, профиль Сталина на груди, а водка проявит и тюремные манеры.
Несмотря на все концептуальные изыскания, спектакль вышел очень простым, не превратился в манифест. Заслугой тому не только «непобедимая» володинская драматургия, но и бодро взятый антрепризный темп. С драматическими моментами соседствуют ужимки, рядом с объемными героями — персонажи чисто комические. Смешит своим напором полуграмотная нетрезвая продавщица Зоя (Наталья Щукина), да и синий чулок Тамара в исполнении Железняк порой отличается неожиданной эксцентрикой.
Вновь обретенное счастье героев прерывают мучительные видения: арестанты в тулупах и крики надзирателя — радость от встречи оказывается столь хрупкой. В знаменитом черно-белом фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров», цвет появляется лишь в финальной сцене, когда Тамара признается в любви Ильину. В спектакле Андрея Прикотенко последняя сцена наоборот окрашивается в пугающие серые тона. На декорации проецируются фотографии — те самые из фойе: безысходные взгляды арестантов и морщинистые лица вышедших из лагерей стариков.
"Пять вечеров"
Театр "Ленком", Александр Володин
Режиссер: Андрей Прикотенко
Сценография: Ольга Шаишмелашвили, Петр Окунев
В ролях: Олеся Железняк, Андрей Соколов, Станислав Тикунов, Елена Есенина, Наталья Щукина, Александр Сирин.