Вот такое кино

Виктория ПЕШКОВА

22.03.2019


«Снимается кино»
Эдвард Радзинский

Театр им. Вл. Маяковского

Постановка: Юрий Иоффе

Художник: Анастасия Глебова

Композитор: Виолетта Негруца

Художник по свету: Елена Перельман

В ролях: Алексей Фатеев, Наталья Коренная, Людмила Иванилова, Зоя Кайдановская, Анастасия Дьячук, Алексей Фурсенко, Виктор Довженко, Дмитрий Прокофьев и др.

В Театре им. Маяковского «Снимается кино». Сцена на Сретенке превращена режиссером Юрием Иоффе в «съемочную площадку» для знаменитой пьесы Эдварда Радзинского. Изначально многонаселенная и многословная, лишившись в редакции театра части персонажей и сюжетных коллизий, она обрела стремительность и упругость: три с половиной часа сценического времени проживаются зрительным залом на одном вдохе-выдохе.   

Многие пьесы, составившие золотой фонд советской драматургии, даже те, что трудно отнести к безусловной классике, замечательным образом «раскладываются» на нашу сегодняшнюю жизнь, описывая ее реалии в каком-то смысле точнее и жестче, чем быт и нравы эпохи, когда они были написаны. Их авторы слишком хорошо знали человеческую природу. А посему персонажам этих пьес нет никакой необходимости приноравливаться к нынешним временам, меняя профессии, костюмы или манеру изъясняться: страсти и страхи, поводы для зависти и ненависти, мотивы для предательства, пусковые механизмы любви — все те же.

Единственное, что действительно изменилось — «предлагаемые обстоятельства»: нынче поставленные по ним спектакли волевым решением из репертуара не изымают, как это произошло с первым сценическим воплощением острой и хлесткой комедии Эдварда Радзинского «Снимается кино», которую в 1965 году выпустил в Театре им. Ленинского комсомола Анатолий Эфрос. Великий режиссер составил снайперски точный ансамбль исполнителей — Ольга Яковлева, Софья Гиацинтова, Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Александр Збруев, Лев Круглый, Александр Каневский. О спектакле тут же заговорила «вся Москва», но увидеть его успели немногие. Зато родилась еще одна театральная легенда. Она много лет не давала покоя режиссеру Юрию Иоффе. Мечта вернуть на сцену пьесу, не терявшую ни грана злободневности, все никак не сбывалась. Но в России, как известно, нужно жить долго.   

Кинорежиссер Нечаев (Алексей Фатеев) мается кризисом среднего возраста: хочется и творить, и любить, и горы своротить, но не особо получается, поскольку мира в душе нет и, похоже, не предвидится. И эта сводящая с ума тупиковая безысходность сыграна так, что мороз по коже. Собственно, в разладе с собой разной степени тяжести и интенсивности пребывают и прочие действующие лица. «Режиссерова» супруга Инга (Наталья Коренная) страдает от отсутствия смысла в такой внешне благополучной жизни и истерит от ужаса перед уже маячащей на горизонте старости. Юная возлюбленная депрессирующего творца Аня (Анастасия Дьячук) не может смириться с необходимостью все время встраивать компромисс между первым глубоким чувством и максималистски-категоричными правилами, по которым ей хочется жить. Кинодива глубоко забальзаковского возраста Надежда Леонидовна (Людмила Иванилова) категорически не желает сдаваться на милость прожитым годам и блюсти положенные ее благородным сединам приличия. Ее племянница, уважаемая критикесса Ирина Максимовна (Зоя Кайдановская) из последних сил пытается сохранить с таким трудом завоеванный статус, расплачиваясь сиюминутным и призрачным женским счастьем. Как видите, лирико-драматическая составляющая пьесы времени не подвластна.

Социальная, впрочем, практически тоже, поскольку смены эпох и социально-экономических формаций на механизмы человеческого поведения влияют не слишком заметно. Сконструированный драматургом расклад сил легко транспонируется на любую сферу, даже очень далекую от кинематографа и от искусства вообще. В повадках чиновника любого уровня можно разглядеть лощеного министерского функционера Николая Трофимова (Алексей Фурсенко) и хитроумного главного редактора киностудии Кирилла Владимировича (Евгений Парамонов). Фрондирующих художников вроде Пети (Максим Разумец), глянцево-атлетических «звезд» (Всеволод Макаров) и штурмующих столицу провинциалок (Анна-Анастасия Романова) вокруг хоть пруд пруди. Администратор картины Борис Григорьевич (Дмитрий Прокофьев) в своем нынешнем изводе — верткий манагер низового звена, без устали имитирующий бурную деятельность на глазах у босса. Оператор (Андрей Гусев) и звукорежиссер (Максим Глебов) — менеджеры рангом повыше, готовые при первом же удобном случае стянуть одеяло на себя. Ассистентка Зина (Мария Фортунатова) — классическая обожающая шефа секретарша. 

Уровень мастерства актерского ансамбля маяковцев, пожалуй, можно было бы оценить по-эфросовски, водрузив между сценой и залом толстое стекло: даже если не будет слышно ни звука, все равно понятно кто, кого, почему и ради чего.

В экзистенциальном пространстве на стыке «тогда» и «сейчас» им удалось совместить остроту гротеска и едкость иронии с искренностью сочувствия чужому страданию. Путь к сердцу зрителя пролегает не в ключе ностальгии по «стране, которую мы потеряли», по разным причинам владеющей сегодня многими сердцами. Все глубже — происходящее на этой «съемочной площадке» размером в жизнь, в равной мере волнует и тех, кто на сцене, и тех, кто в зале. Да, это не манифест, не декларация, каким, судя по всему, был спектакль Эфроса, затеявшего со зрителем, — да что там, с самим временем — прямой и честный разговор об искусстве подлинном и мнимом. Диалог, инициированный Иоффе, пожалуй, интимнее и доверительнее. Он о том, как трудно оставаться самим собой. Оставаться ли — каждый решает сам. Но сама постановка вопроса — абсолютно в эфросовской традиции: «В день нашей смерти приходит ветер стереть следы наших ног на песке».

Спектакль закольцован песней Владимира Шаинского на слова Михаила Танича. Иоффе сделал так, что на несколько часов мы вот на этой дальней станции и оказались. Одни — «с былым наедине». Другие — на экскурсии по terra incognita, известной только по рассказам старших, в которые молодость не очень-то вслушивается, и старым фильмам, в которые не особенно вглядывается. Но на этом дубле собранная в зале «массовка» играла под стать заслуженным и народным.


Фото на анонсе: mayakovsky.ru