Владимир Шаинский: «Смотрите вперед и никому не завидуйте»

Ирина МАККЕЙ, Сан-Диего

10.12.2015

12 декабря исполняется 90 лет Владимиру Яковлевичу Шаинскому, замечательному композитору, автору более трех сотен песен, детских и взрослых. Их обожают несколько поколений наших соотечественников. В преддверии славной даты собкор «Культуры» в США побывала у юбиляра и его супруги Светланы в городе Сан-Диего на юге Калифорнии.

культура: Вы написали много разнообразной музыки — детскую оперу, несколько мюзиклов, саундтреки к десяткам фильмов и, конечно, множество песен. Какой жанр самый любимый?
Шаинский: Все доставляло радость, над каждым произведением работал с удовольствием, если был хороший материал, красивые стихи. Ведь чаще всего я писал музыку для уже имеющегося текста. Правда, были и исключения: так, в знаменитой «Песне крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка» сначала появилась музыка, а потом к ней написал слова Александр Тимофеевский. Серьезный поэт, писатель и сценарист, а вот прославился именно этой забавной песенкой.

культура: С кем из поэтов-песенников Вам работалось лучше всего?
Шаинский: Мы очень дружили с Михаилом Пляцковским, к сожалению, рано умершим. Он приходил к нам в гости, мы увлеченно работали, и результат был впечатляющим: «Лада», «Через две зимы», или детские: «Чему учат в школе», «Улыбка», «Дважды два — четыре». С Михаилом Матусовским нам тоже было «вместе весело шагать». Добрым другом моим и коллегой был Михаил Танич. Мы написали, например, задушевную «На дальней станции сойду», «Идет солдат по городу», песенку про папу. Не могу не назвать и замечательного поэта-фронтовика Владимира Харитонова, которого очень любил. Прямо у него дома за роялем возникла «Не плачь, девчонка», с ним мы сочинили «Белые крылья», были и другие дорогие мне песни.

Хочу отметить, что просто создать стихотворение — это одно, а написать шлягер, — совсем другое. Не всякий хороший поэт способен сочинить стихи, подходящие для песни. Вот Михаил Рябинин, еще один мой «напарник», был как раз поэтом-песенником. Помните: «Один раз в год сады цветут», «Обручальное кольцо», «Родительский дом»?

культура: А кого из исполнителей своих песен особенно тепло вспоминаете?
Шаинский: Самая любимая моя певица — Анна Герман, как грустно, что ее уже нет. Замечательным исполнителем был также рано ушедший из жизни Геннадий Белов — удивительный, неповторимый голос. Такие песни, как «Травы» или «Дрозды», никого не оставляли равнодушным. Тут все вместе слилось — и музыка, и стихи, за душу берущие, и голоса чудесные. Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Валентина Толкунова — тоже, конечно, прекрасные певцы. 

культура: Есть ли у Вас постоянное рабочее место?
Шаинский: Мысли приходят мне в голову где угодно, но только они должны быть музыкальными. Тогда и появляется мелодия. 

культура: Вы часто слушаете музыку или немного от нее устали?
Шаинский: От хорошей музыки не устают. Постоянно слушаю классику. Или фильм какой-нибудь смотрим, и я говорю Светлане: вот хорошая музыка! Это, правда, редко бывает — чтобы хорошая и при этом не моя (смеется).

культура: А сами продолжаете играть на рояле?
Шаинский: Конечно! У меня всегда наготове толстый сборник нот — Бетховен, Чайковский — обязательно играю, чтобы тренировать пальцы, не выходить из формы. Разумеется, бывают вынужденные перерывы, но затем вновь сажусь за рояль.

культура: Вы ведь в молодости были скрипачом в оркестре Леонида Утесова...
Шаинский: Это неправильная постановка вопроса: я и сейчас в молодости.

культура: Прошу прощения, я имела в виду, в ранней юности. Каким Вы запомнили Утесова?
Шаинский: Утесов был человек, талантливый необыкновенно, но и вредный, как все талантливые люди. 

культура: Вы ведь тоже потрясающе талантливый... Значит, вредный?
Шаинский: Очень даже. Это у нас наследственное (смеется). Дед мой рассказывал: на базаре он всегда старался купить продукты хорошего качества и при этом недорого. Так вот, когда он проходил мимо рядов, торгующие там бабушки говорили: вон пришел вредный старик, в смысле — привередливый. 

Что касается Утесова, то о нас, музыкантах, он очень заботился, был всем как папа. Играть в его оркестре считалось делом почетным. Я проработал у него после окончания Московской консерватории по классу скрипки около трех лет.

культура: А почему ушли?
Шаинский: Я тогда уже начал сочинять музыку, на это требовалось время, а график работы в оркестре был напряженным. Утесов отпустил меня неохотно, но насильно он никого не держал. И я уехал в Баку, поступил в местную консерваторию, учился композиции у Кары Караева. Кстати, там же пристрастился к подводной охоте, до сих пор в семье хранятся мои фото с большими рыбинами. 

культура: О Вашем увлечении спортом ходят легенды. Какими видами занимались, и когда это началось?
Шаинский: В детстве занимался музыкой, не до спорта было, рос слабеньким, мама воспитывала меня одна. Во время войны, в 1943 году, меня взяли в армию и нашли в сердце шумы, освободили от военной подготовки. И так мне стало обидно: что же я, хуже всех? Начал бегать, подтягиваться на турнике и так далее. В общем, проявил силу характера. И что вы думаете? Прошли проблемы с сердцем! Почувствовал, что спорт дает мне силу, стал заниматься им постоянно: целыми днями плавал, уже в Москве закаливался — по снегу ходил босиком, моржевал. И при этом чувствовал в себе столько энергии! Был даже не в состоянии медленно ходить: хотелось быстрее, еще быстрее! Светлана говорила мне: «Ты солидный композитор, надо и двигаться соответственно», но я просто не мог. 

культура: Вы и детей к спорту приобщали?
Шаинский: А как же! На даче меж двух сосен сделали пятиметровый турник, туда надо было забираться особым образом. Сам подтягивался, крутил «солнышко» и с детьми на нем занимался, несмотря на Светины протесты, мол, это опасно на такой высоте. Иногда приезжал на дачу из города поздно, но в шесть утра — обязательная пробежка вместе с детьми, отжимания и прочее. Несколько лет на даче жил тренер по восточным единоборствам, учил нас. Так что в нашей семье народ спортивный и все время в движении. Недавно услышал от кардиолога знакомые слова: у вас шумы в сердце. А я ему: мне этот диагноз ставили больше 70 лет назад, и вот до сих пор жив.

культура: Ваши дети уже совсем взрослые. Где они живут и чем занимаются?
Шаинский: Сын Слава — в Москве. Он преподает теорию музыки и композицию в Аудио школе Dj Грува. А еще пишет интересную электронную музыку — ему такая всегда нравилась. Славе 28 лет. Несколько раз в году обязательно приезжает нас навестить. Вот скоро ждем его на встречу Нового года.

культура: А младшенькая, Аня?
Шаинский: Анечка приехала с нами в Калифорнию, когда ей было 17 лет.

Успешно окончила здесь школу, училась в колледже, затем в университете в Беркли. Сейчас работает в Силиконовой (Кремниевой) долине. Она так называемый юзер-дизайнер — создает по заказу компаний сайты, которые должны быть и красивыми, и удобными для пользователей. Специалисты говорят, у нее хороший вкус. Отлично рисует, на работе ею очень довольны. Самое главное — ей самой это занятие нравится. Аня — творческая личность, когда училась в колледже, играла в оркестре на рояле. Поет, сочиняет музыку. Сейчас вот увлеклась дизайном, а что будет дальше — увидим. Ее продолжает тянуть к музыке: говорит, вот заработаю на рояль... Молодой человек ее — итальянец, успешный компьютерный инженер с дипломом магистра. А кроме того, хозяйственный: любит готовить, все умеет делать по дому. Мы со Светланой ему симпатизируем.

культура: Как давно вы приехали в Калифорнию? 
Шаинский: Первый раз — лет 13-14 назад по приглашению продюсера, предлагавшего некий проект. И очень понравился нам Сан-Диего — солнечный, зеленый, все улыбаются, спортом занимаются. Да еще и океан рядом. Вот мы в 2007 году и поселились здесь.

культура: Значит, уже восемь лет живете в Сан-Диего постоянно?
Шаинский: Постоянным это назвать трудно: еще не так давно примерно половину времени проводили в Москве — концерты, съемки, какие-то дела... В общем, жили на два дома. Но постепенно почувствовали: стало тяжеловато так много путешествовать. Поездка в Россию два года назад оказалась наиболее трудной: из Москвы летали выступать на Дальний Восток — Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и так далее, потом — обратно в столицу, затем — в Калифорнию. Получилось, что почти вокруг земного шара облетели.

культура: Есть ли у Вас в Сан-Диего друзья, хорошие знакомые?
Шаинский: В этом нам повезло: как раз в нашем жилом комплексе поселились несколько семей выходцев из России. Замечательные люди! Мы дружны. Встречаемся, помогаем друг другу. Праздники отмечаем вместе. 

культура: Вы со Светланой женаты уже почти 30 лет...
Шаинский: В этом месяце как раз собираемся отметить 30-летие. 

культура: В чем секрет вашего счастливого брака?
Шаинский: Главное — легкость моего характера и Светино ангельское терпение, чтобы его вынести (смеется). А вообще, самое важное в наших отношениях — чувство юмора. У нас так много личных, только нам двоим понятных шуток, что из них сложился свой, особый язык. Иногда даже наши дети их не понимают. Бывает, я только подумаю, а Света уже мою мысль произносит вслух.

культура: Какие качества Светланы Вы больше всего цените?
Шаинский: Ценю в ней решительно все качества. А главное — умение разбираться в кардинальных вопросах международных отношений. Это тесно переплетается с семейной политикой. Одно помогает пониманию другого (смеется).

культура: Каков Ваш девиз в жизни?
Шаинский: Всегда смотреть вперед и не оглядываться. Творческая среда — непростая, всякое бывало. Но главное — дальше шагать, заниматься любимым делом. Наслаждаться жизнью и делать то, к чему лежит душа. Мне нельзя сказать: ешь, потому что это полезно. Так же и с музыкой: мне могут принести, например, не совсем профессиональные стихи, но если есть в них какая-то искорка, если чувствую, что может получиться интересное, буду биться, исправлять, переделывать, пока не выйдет песня. Если что-то задело сердце, вошло в душу, тогда и музыка сама рождается. Так что живу не логикой и умом, а больше сердцем и интуицией.

культура: Чего бы Вы пожелали начинающим музыкантам, композиторам с высоты своего опыта?
Шаинский: Любите коллег, внимательно и по-дружески относитесь к их творчеству, и не пожалеете об этом. Никому не завидуйте, зависть — это лишняя трата энергии, она разъедает изнутри. Надо сосредоточиться на собственном творчестве: если чувствуешь душой, что это твое, то все получится.

культура: А каковы Ваши пожелания читателям «Культуры»?
Шаинский: Всем читателям этого интересного, полезного и красивого издания — всяческого благоденствия, благополучия и удач на том извилистом и, если уж честно говорить, достаточно тернистом пути, который называется «жизнь». А еще хочу пожелать им доброго здоровья, чтобы через десять лет смогли прочитать интервью со мною в газете «Культура» в связи с моим столетним юбилеем.


Песни на все времена

До 16-ти…

«Антошка» (1969)
Стихи: Юрий Энтин
Исполнитель: Мария Лукач

«Чунга-Чанга» (1970)
Стихи: Юрий Энтин
Исполнители: Аида Ведищева, Анатолий Горохов

«Песенка крокодила Гены» (1971)
Стихи: Александр Тимофеевский
Исполнитель: Владимир Ферапонтов

«Голубой вагон» (1974)
Стихи: Эдуард Успенский
Исполнитель: Владимир Ферапонтов

«Улыбка» (1974)
Стихи: Михаил Пляцковский
Исполнитель: Клара Румянова

«Когда мои друзья со мной» (1976)
Стихи: Михаил Танич
Исполнитель: Большой детский хор ВР и ЦТ, солист Дима Голов

«Вместе весело шагать» (1978)
Стихи: Михаил Матусовский
Исполнитель: Большой детский хор ВР и ЦТ, солист Дима Голов


…и старше

«Не плачь, девчонка» (1971)
Стихи: Владимир Харитонов
Исполнитель: Юрий Богатиков

«Травы, травы» (1974)
Стихи: Иван Юшин
Исполнитель: Геннадий Белов

«На дальней станции сойду» (1976)
Стихи: Михаил Танич
Исполнитель: ВИА «Пламя»

«Через две зимы» (1976)
Стихи: Михаил Пляцковский
Исполнитель: Юрий Богатиков

«Когда цвели сады» (1977)
Стихи: Михаил Рябинин
Исполнитель: Анна Герман

«Идет солдат по городу» (1978)
Стихи: Михаил Танич
Исполнитель: ВИА «Пламя»

«Ну почему ко мне ты равнодушна» (1978)
Стихи: Михаил Матусовский
Исполнитель: Андрей Миронов