С косых глаз

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

29.06.2012

Как вы уже поняли, главная тема нашего сегодняшнего номера — Россия и алкоголь. Но вот что я думаю: есть пороки хуже пьянства. Общественно опаснее и клинически безнадежнее. Ибо искажения, наведенные алкогольными парами, по вытрезвлении корректируются. А вот врожденную кривизну исправить практически нереально.

В «Московских новостях» опубликован изумительный опус. Автор опуса — некий Роман Арбитман. Он же, как выяснилось, Рустам Кац, он же Лев Гурский, он же Андрей Макаров, она же Элла Кацнельбоген, она же Валентина Панеяд. Фантаст, говорят. И — как его там? — известный мистификатор.

На сей раз тов. Кацнельбоген намистифицировался в дупель. Сообщил всем, кто его читает, будто бы газета «Культура» в лице главного редактора признала «заслуги фюрера перед Россией» и готова отдать 27 миллионов человеческих жизней ради парада на Красной площади. Хоть стой, хоть падай — причем без всякой водки.

Поводом для этого бреда послужила моя авторская колонка «Если б не было войны...» в № 14 от 27 апреля. Тов. Кац сочинял ответ без малого два месяца. Замечу, кстати, что тогда весь выпуск «Культуры» был посвящен празднику 9 Мая — в его радостных и горьких ипостасях, а к каждому экземпляру прилагался бесплатный CD с лучшими военными песнями — просто так, в подарок. Любопытно знать, что преподнес своим соотечественникам ко Дню Победы тов. Гурский?

Если бы речь шла только об оскорблениях личного порядка, меня бы это не задело. Как известно, чем больше клевещут, тем чище душа. Ну, алка... пардон, мистификатор — что с него взять? Спасибо деду за рекламу, идем дальше.

Но в данном случае задета честь издания. Понабежали красавцы и красотки из определенных блогов (настолько определенных, что даже скучно), текста в оригинале никто не читал, все довольствуются трактовками тов. Панеяд, бьются в лицемерной истерике, собирая на живца слепоглухих олухов...

Я не собираюсь объяснять людям с плоским двухмерным сознанием, что погубить душу гораздо страшнее, чем умереть физически. А ведь именно это — гибель души — грозило довоенной России. Взлетел бы на воздух последний храм, отправился в ссылку последний священник, исчезли бы навсегда из советского обихода слова «Русь», «русский»; и поколения вырастали бы в самонадеянной убежденности, что Политбюро предполагает, а вождь располагает, и выше власти нет, а все, чем дышали прежде, — в топку...

Война забрала миллионы жизней и — сохранила Россию. Чудовищная плата внесена за бесценное право оставаться самими собой. Такова моя (и точно знаю — не только моя) точка зрения.

Понятно, что тов. Макарову наплевать на храмы, священников, русскость... Меня другое интересует. Вы на кого, ребята, руку поднимаете? Совесть-то имеется у вас, хотя бы в нанодозах?

«Культура» — уникальная газета федерального уровня, не пропускающая ни одной значимой для России исторической даты. Чтобы обвинять нас в неуважении к памяти предков, надо мистифицировать, не просыхая.

После возрождения издания в январе 2012-го наши журналисты ни на день не застряли в пределах Садового кольца. Корреспонденты «Культуры» неутомимо перемещаются по стране, поддерживают музеи-заповедники, помогают провинциальным театрам, галереям, библиотекам, из номера в номер рассказывают о людях, которые живут трудно, живут бедно, но книги читают, храмы восстанавливают, фестивали затевают, не позволяя оскотиниться ни себе, ни окружающим. Что знает об этом тов. Кац?

Кто из коллег-газетчиков может похвастаться набором: село Вятское — Куликово поле — Соловецкие острова — и это все в одном номере? Так было и неделю назад, и две. Так, Бог даст, будет впредь. Нам интересны музеи Боровска, седые камни Изборска, земля Валентина Распутина, бескорыстные труженики Спасского-Лутовинова и Михайловского. Пермские газеты с благодарностью перепечатывают наш материал в защиту их города от гельмановских красных человечков. Земляки Ивана Александровича Гончарова рассказывают нам про затопленное село Архангельское, ту самую Обломовку...

Потому что мы глубоко и искренне любим страну. Потому что мы — естественная часть страны. Не с Луны свалились.

За пять месяцев работы новая команда «Культуры» успела протянуть ниточку от Владивостока до Тирасполя, Киева, Риги, Тбилиси, Баку... Мы уверены, что Россия — везде, где говорят, читают и думают по-русски. К сожалению, в моей родной Москве способность думать по-русски и читать на русском языке, не вставляя между строк собственные домыслы, сохранилась менее всего. Сюда со всей страны стягивается худшее.

Иногда я думаю: почему у некоторых персонажей так мучительно свербит от того, что мы делаем? Месяца три назад пришлось увесистой оплеухой приводить в чувство тов. Богомолова, который так же, мистифицируя и передергивая, пытался «шить» нам редакционный антисемитизм. Теперь на принуждение к миру, точнее — к соблюдению приличий, претендует тов. Арбитман. Почему каждой кошке надо непременно стукнуться головой о мельничный жернов?

Ответ очевиден: потому что война продолжается. Не столь зримо, не с такими очевидными потерями (их подсчитают позже и траурно остолбенеют от результатов); поле битвы — сердца людей, а на кону все то же: какими мы будем?

За последнее время в войне этой наметился перевес — причем не в пользу наших оппонентов. Отсюда вопль ущемленного хвоста. Например, у «правозащитников», которые испугались открытого интернет-голосования. Или у тов. Гурского. «Ау, таланты, лауреаты, наше достояние, наш культурный слой, ау!» — отчаянно взывает он, будто лектор из «Карнавальной ночи».

Слоя взыщет тов. Кацнельбоген. А слой (не весь, слава Богу) как раз занят — отмазывает Pussy Riot. Под тем предлогом, что они «не уничтожали и не похищали чужого имущества». Насколько же надо ценить свое шмотье и не уважать родину, чтобы счесть кощунство грехом более простительным, чем воровство.

В общем, попридержите коней, ребята. Просто ли с косых глаз либо с целью злонамеренной клеветы — пахтайте свою возбужденную фантазию на безопасном расстоянии от газеты «Культура». Здесь у вас не пройдет — как у немцев под Москвой.

Мы рады, что новую «Культуру» заметили. Что поклонников «Культуры» прежней наша раздражает и пугает. У нас есть позиция, относительно которой никто не заблуждается, — отлично. Мы к этому стремились.

Вообще хорошие московские новости, друзья: оказывается, демократия работает не на одних только «демократов». А свобода слова — кто бы мог подумать? — это дорога с двусторонним движением. Появляются издания, где можно открыто сказать, что оскорбление патриарха на «Серебряном дожде» и убийство пятилетнего мальчика во Владимирской области — события из одной цепочки. Психическое нездоровье нации — во многом результат цинизма, безверия, инфантильного зубоскальства СМИ. Когда не только нет ничего святого, но отсутствует даже простейшее чувство самосохранения. Развращать народ стало милой забавой. Потом поражаются зверству, дикости, кровожадности. А чего поражаться? Одной водкой глобальную пустоту не зальешь. Водки не хватит. Даже в России.


Елена ЯМПОЛЬСКАЯ,  
главный редактор газеты «Культура»