Судьбы скрещения

Василий ГЕРОНИМУС

05.12.2014

Пушкин и Гоголь, два столпа русской литературы, — противоположности, которые, как известно, сходятся. Одна из таких точек соприкосновения — усадьбы Захарово и Вяземы, где набирался поэтического вдохновения юный Пушкин и где Гоголь прервал работу над вторым томом «Мертвых душ».

Захарово под Москвой, принадлежавшее бабушке Пушкина, и усадьба Вяземы не просто расположены по соседству. Мария Алексеевна Ганнибал приходится четвероюродной сестрой одной из представительниц рода Голицыных — княгине Наталье Петровне, ставшей прототипом старой графини в повести Пушкина «Пиковая дама».

Маленький Саша бродил по аллеям усадебного парка в Вяземах, посещал библиотеку Голицыных, которая насчитывала около сорока тысяч книг... «Подмосковный период» длился с 1805 по 1810 год. В 1811-м поэт поступил в знаменитый Царскосельский лицей. 

В стихотворении «Царское Село» Пушкин пишет: «Где с первой юностью младенчество сливалось...» «Младенчеством» поэт шутливо называет пору своего пребывания в Захарово–Вяземах. Отчего же он соединяет в произведении далекие места — Подмосковье и окрестности Петербурга? Ответ — в устройстве усадебного парка Вязем. Французский регулярный парк времен Екатерины с лучевым расположением дорожек и геометрически правильными расстояниями между липами воплощает идею порядка, цивилизации. И по стилю напоминает Царскосельский сад, где Пушкин прогуливался отроком, создавая поэтические строки.

Обстановка его детства во многом предопределила замысел «Мертвых душ». Ведь идея написания поэмы, как известно, принадлежала Пушкину. Николай Васильевич рассказал об этом в «Авторской исповеди»: «Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он не отдал бы другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ». Известно также, что Александр Сергеевич принимал живейшее участие в работе Гоголя над поэмой и, выслушав несколько глав, горячо воскликнул: «Боже! Как грустна наша Россия». 

Литературная судьба «Мертвых душ» связана не только с пушкинской порой, но и с 40-ми годами XIX века. В то время в Вяземах проживал Степан Петрович Шевырев — друг и современник Гоголя, мыслитель славянофильского толка. Николай Васильевич читал ему отрывки второго тома «Мертвых душ», выслушивал замечания. И дал слово сжечь окончание поэмы, которое, к сожалению, сдержал...