Правила «Движения»

Елена МАЧУЛЬСКАЯ, Омск

01.05.2017

Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» прошел в Омске уже в пятый раз. По мнению организаторов, первый зримый рубеж достигнут и можно подводить некоторые итоги.

— Отрадно, что фестиваль стал ярким событием в культурной жизни страны. Наш смотр дает возможность получить представление о достижениях, потенциале и развитии российского кино, привлекает к творческому поиску одаренную молодежь, — отметил президент форума Артем Михалков.

Явившееся откровением для отечественного киномира «Движение» каждый год приносит открытия — для участников, зрителей, членов жюри. Фестиваль неизменно находится в поиске новых форматов, имен, оригинального киноязыка.

Выпускники режиссерских факультетов приезжают сюда с целью сделать первый шаг в профессии. Их маститые коллеги, как признался председатель жюри нынешнего конкурса Алексей Попогребский, едут за вдохновением, «тем, что взбодрит». Более того, уже четко прочитывается весьма отрадная тенденция: «Дебютантов наших прежних встреч приглашают на заграничные биеннале, и вот они на «Движении» снова — в жюри, смотрят картины новых молодых талантливых ребят. Этот замкнутый круг для нас очень важен», — констатировал программный директор «Движения» Стас Тыркин.

Участниками крупных международных кинофестивалей все чаще оказываются фильмы, чьи российские премьеры состоялись в Омске: в прошлом году в «Форум» Берлинале вошла лента Даниила Зинченко «Эликсир», в 2017-м на фестивале в Роттердаме показали фильм «Святый Боже» Владлены Санду.

С каждым годом организаторы получают все больше заявок. Сейчас «Движение» уже не может принять всех желающих — инфраструктура не позволяет, омскому кинофоруму суждено остаться камерным. Тем не менее, продолжая соответствовать своему названию, он не знает стагнации и постоянно меняется.

«Движение» по-прежнему ориентируется на фильмы, откликающиеся на происходящие здесь и сейчас события. Но в основной конкурс на сей раз попали и картины, которые пытаются осмыслить прошлое нашей страны. В программе очень разные ленты. «Амун» Анара Аббасова — о поиске закоренелым реалистом в раскаленной пустыне, где без веры выжить невозможно, старца-целителя, а заодно и самого себя. «Гупешка» Влада Фурмана — трагикомедия по пьесе Василия Сигарева. «Три дня до весны» Александра Касаткина — покоряющая достоверностью история о мужестве, чести и долге, любви и предательстве, действие происходит в блокадном Ленинграде.

Вновь ярко представлено самобытное якутское кино. «Костер на ветру» — дебютная работа Дмитрия Давыдова, успешного режиссера и по совместительству директора сельской школы, рассказывает, как отцы по-разному переживают гибель своих сыновей.

В этом году выросло качество короткометражного конкурса. В лаконичный формат вписываются полновесные жизненные драмы. Например, «Чистый взгляд» Натальи Назаровой — о том, что вблизи можно не увидеть самого главного. Или «Рай» Бориса Акопова — о человеке, который встречает настоящего друга, уже опустившись на социальное дно.

В секции документалистики преобладают картины, стремящиеся объективно взглянуть на окружающую действительность. Герои фильма Виталия Дубинина «Одно желание» — инвалиды-колясочники, каждый их день — борьба. А Максим Лукьянец в ленте «Лайв» показывает видеоблогера, живущего в прямом эфире.

Гран-при фестиваля‑2017 взяла «Нашла коса на камень» — психологическая драма выпускницы Кельнской академии медиаискусств Ани Крайс о трагедиях обычной российской семьи в лихие 90-е. Лучшим документальным фильмом стала эпопея об уральских музыкантах «Про рок», снятая Евгением Григорьевым. В конкурсе короткометражек победил «Ёф» (Николай Сидоров-Французов) — о юношеском взгляде на мир через дырочку в плакате Татьяны Булановой. Приз зрительских симпатий достался «Трем дням до весны».

На закрытие фестиваля в Омск приехал Никита Михалков. 29 апреля в городе открыли первый в России бюст его отцу, классику русской литературы Сергею Михалкову. Никита Сергеевич назвал «Движение» замечательным начинанием прежде всего из-за того, что здесь соревнуются дебюты. И пожелал режиссерам, чьи работы не снискали благосклонности жюри, чтобы чужие награды явились для них стимулом двигаться дальше


Фото на анонсе: dvijenie.org.