Коммунисты на Болотной

Александр ПАНОВ

14.07.2013

В«ЦЕНТРЕ фотографии им. братьев Люмьер» на Болотной набережной работает выставка «Сопричастность: Диего Ривера и Фрида Кало». Любительские снимки, зафиксировавшие мелодраматические отношения гениальных художников?коммунистов, не претендуют на звание артефактов. Более того, нам показывают современные оттиски с архивных фото. За подлинный дух времени отвечают кадры кинохроники времен мексиканской революции 1910?х годов. И призывная музыка.


Зов эпохи почувствовали Ривера и Кало, дважды женатые (развод продлился недолго), осознавшие свою верность бунтарским идеалам, национальным корням, Ленину, Фрейду и мексиканской мифологии. Эта гремучая смесь отразилась в их искусстве, которое может служить иллюстрацией к учебникам психических безумств. А Кало могла бы давать еще уроки по практической хирургии. Парализованная, в последние годы прикованная к инвалидной коляске, художница в юности попала в аварию и перенесла десятки операций за недолгую жизнь, сделав увечья главной темой творчества. Ривера же был бы отличным примером для диетолога. Он страдал диабетом.

Супруги, почти лишенные способности на физическую страсть, все-таки любили друг друга. Хотя Фрида пыталась изменять с главным идеологом всемирной революции Львом Троцким, а Диего проводил ночи в кабаках с проститутками.

Это были художники, страстно верившие в победу пролетариата. Но собравшие уникальную коллекцию ацтекского искусства и хранившие национальные традиции.

Выставка в «Люмьерах» рассказывает об эпохе, стране, а также о двух уникальных людях. На фотографиях из личного архива они всегда вместе. Читают, пишут тексты, рассматривают игрушки из коллекции. Иногда промелькнет черная тень Троцкого. И фоном — демонстрации на улицах Мехико.

А в залах звучит та самая музыка, которая благословляла их нелепую и святую любовь.