На правое дело он поднял народы

Денис БОЧАРОВ

13.04.2013

13 апреля исполняется 130 лет со дня рождения Александра Васильевича Александрова. В ознаменование этой даты в Москве, перед зданием Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии, будет установлен памятник выдающемуся советскому композитору, дирижеру и педагогу.

Трудно вспомнить композитора, творчество которого было бы столь же пламенно-патриотично, как музыка, выходившая из-под пера этого потомственного крестьянина, уроженца села Плахино Рязанской губернии. В его лучших произведениях героические интонации, напористые, маршевые ритмы и вокальная мощь виртуозным образом сочетались с лиричной распевностью и ярчайшим мелодизмом.

Именно Александров стоял у истоков советского песенного искусства, во многом определив его идентичность на годы вперед. Основанный им в 1928 году Ансамбль красноармейской песни и пляски (впоследствии Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова) был не просто крупнейшим художественным коллективом СССР — он представлял собой уникальное явление в мировом масштабе. Подобное сочетание традиций бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения до сих пор не имеет аналогов. Александров вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену и сделал это настолько убедительно, что многие западные артисты (от академических исполнителей до поп- и рок-звезд) впоследствии почитали за великую честь поработать с ансамблем.

Народный артист СССР, удостоенный орденов Ленина и Красной звезды, лауреат двух Сталинских премий, Герой Социалистического Труда — звания, титулы и регалии Александра Васильевича можно перечислять долго. Но обычным людям официальное признание не столь важно — слушатель воспринимает творчество на ином, чувственном уровне. А самые главные творения композитора поистине бессмертны, как бы пафосно это ни прозвучало. Гениальность композитора была красноречиво продемонстрирована в первые дни Великой Отечественной войны — сочиненная Александровым «Священная война», пожалуй, впервые в истории советского государства показала, на что способна песня, какая в ней может таиться сокрушительная сила, как под воздействием музыкального произведения в суровую годину в людях может вскипать благородная ярость.

Любопытно, что написанная на стихи Лебедева-Кумача песня в течение нескольких месяцев широко не исполнялась. Ведь в ней война изображалась не легкой прогулкой: о скорой победе малой кровью не было и речи — огромной стране предстояло «встать на смертный бой». И лишь в октябре 1941 года, когда вермахт уже захватил ряд крупных городов, «Священная война» стала ежедневно звучать по радио. Впоследствии она приобрела массовую популярность на всех фронтах, неизменно поддерживая боевой дух как на передовой, так и в тылу: за время войны песня неоднократно издавалась на грампластинках.

Наши современники до сих пор являются свидетелями феноменальной жизнеспособности александровских мелодий. После развала Советского Союза сам собой возник вопрос о необходимости создания нового гимна. Однако ни основанная специально по этому поводу правительственная комиссия, ни попытки узаконить мелодию Глинки в качестве официальной государственной мелодии, ни даже объявленный всероссийский конкурс на написание гимна не решили проблемы. Величественное произведение, созданное Александровым в 1943 году, оказалось вне конкуренции — пусть даже текст был заново переписан. И в самом деле, лучшую мелодию для гимна огромной и гордой державы сложно себе представить.

На протяжении 30-х годов и вплоть до своей кончины в 1946-м, когда Александров являлся главной музыкальной фигурой страны, он создал немало произведений, одни названия которых ярко свидетельствовали о том, что композитор был до мозга костей советским человеком: «Кантата о Сталине», «Святое ленинское знамя», «25 лет Красной Армии» (Несокрушимая и легендарная»), «Славься, Советская наша страна», «Песнь о Советском Союзе» и ряд других. Эти песни, пронизанные идеологическими мотивами, тем не менее не производят впечатления, что композитор послушно выполнял заказ — просто он искренне верил в то, о чем писал. Таких творцов отчаянно недостает современному отечественному песенному искусству.