Вторжение орды

Егор ХОЛМОГОРОВ

31.05.2016

Кинокартины, поставленные по компьютерным играм, удаются редко. Не стал исключением и «Варкрафт», несмотря на десятилетнюю эпопею, за время которой несколько раз менялись сценарии, режиссеры, актеры и сама концепция. Не помогли даже вложенные в проект 150 миллионов долларов, вполне, казалось, достаточные, чтобы снять крепкий и кассовый блокбастер.

Критики довольно единодушно разругали ленту: шумно, неуклюже, невкусно. И в самом деле, фильм выглядит дешево, сценарий — ​примитивно, герои — ​едва покинувшими детский сад. В картине нет ни эпичности «Властелина колец», ни спецэффектности «Хоббита», ни ярких персонажей «Гарри Поттера», ни, тем более, великолепной интриги «Игры престолов». Зато постоянно встречаются очевидные заимствования: провозглашение Андуина Лотара королем один к одному воспроизводит финал «Возвращения короля», а драка с големом колдуна Медива — ​перелицовка битвы Гарри и Рона с троллем из второй части поттерианы, но без всякого юмора и самоиронии последней.

Однако главное, чего совершенно лишен «Варкрафт», — ​это очарования знаменитой одноименной вселенной. Помню, как летом 2009-го, будучи на отдыхе в Крыму, решил попробовать «Мир Варкрафта». И буквально утонул на несколько недель — ​бегал, дрался, плавал, ловил рыбу, разыскивал рецепты новых блюд и готовил нежное мясо кроколиска, вникал в сложнейшие рецепты алхимии, ковал боевые топоры и продавал их втридорога на аукционе. В игре можно было дружиться, ссориться, влюбляться, при некоторой изобретательности даже жениться с фатой, кольцами и угощением многочисленных гостей.

Ну а самое главное — ​сотни красивых локаций, пленяющих воображение любого путешественника: закаты в Западном Крае, сафари на тигров в джунглях Тернистой Долины, привольные саванны Калимдора, жуть Чумных Земель, экзотика тундры Нортренда. Плюс неисчислимое количество магической живности, опасных демонов и чудовищ, множество рас и кланов с запутанными отношениями между ними.

Вырваться из этого мирка непросто, и мне лично удалось лишь годы спустя благодаря тому же Крыму. В 2014-м американская компания-разработчик Blizzard Entertainment присоединилась к санкциям и начала отключать аккаунты крымских игроков, в ответ заработав мой (и, надеюсь, не только мой) бойкот. В конечном счете реальные локации нашего ЮБК не уступят воображаемым…

Собственно, от фильма и ждали истории простых героев, к примеру — ​воина, жреца, мага, разбойника: их приправленных фирменным черным юмором приключений среди хитросплетений большой азеротской политики. Вместо этого создатели киноверсии пошли по другому пути, начав пересказывать базовую мифологию, лежащую в основе игровой вселенной. Передана она, правда, неточно и примитивно. Зритель вряд ли поймет, что за всеми несчастьями Азерота кроются интриги Пылающего Легиона, что демон Саргерас поработил душу мага Медива, и тот, пребывая явно не в себе, призвал армию орков во главе с шаманом Гул’даном, а полукровка Гарона совершила цареубийство, опять же подчинившись воле злого духа. Наконец, сцена мгновенного старения ученика чародея Кадгара после победы над Медивом, которую можно было бы снять великолепно, попросту опущена.

Некоторой кинематографической удачей оказались разве что образы орков — ​они фактурны, брутальны, при этом в чем-то даже симпатичны, хотя и остаются настоящей варварской ордой. Поединок между Гул’даном и осмелившимся не принять Скверну вождем Дуротаном — ​пожалуй, единственный по-настоящему сильный эпизод. Проблематика вторжения орков явно занимала авторов картины больше, нежели чувства игроманов.

Поэтому я предлагаю взглянуть на фильм по-иному, как на актуальное политическое кино — ​экранизацию расселения беженцев по Европе, весьма напоминающего полномасштабное нашествие. Призванный быть хранителем мира и владеющий магическим сверхоружием Медив, пожираемый проникшим в него демоном, решает открыть портал в Евро… Азерот для орков-мигрантов, поглощенных зеленой Скверной. Орков гонит из их полыхающей страны гражданская война, возможно, вызванная попыткой того же Медива принести им демократию. Гуманные люди, живущие в покое и достатке единым Азеротским Сообществом, пытаются использовать все шансы и наладить диалог с умеренными орками во главе с Дуротаном, вождем клана Северного Волка (волк, что примечательно, символ турецких националистов), но тот проигрывает распространителю зеленой Скверны Гул’дану и страшному Черноруку (вспомним и черные знамена ИГИЛ). Медива в итоге приходится прикончить, но перед смертью он исправляется, спасает людей и Штормград, хотя король Ллейн Ринн и гибнет от руки Гароны.

Судя по этой истории, Европу не ждет ничего хорошего, особенно если учесть, что в оригинальной мифологии «Варкрафта» Штормград все-таки был разрушен. Впрочем, мировая политика — ​не компьютерная игра.