Мост в серебре

Ирина КОВАЛЕВА, Симферополь

26.05.2016

Новость о том, что при строительстве Керченского моста был обнаружен  клад, облетела на днях большинство отечественных СМИ. Однако кувшин, в котором бережливый хозяин когда-то спрятал 15 серебряных испанских монет (предположительно, мексиканской чеканки середины XVII века), — далеко не первая и, надеемся, не последняя археологическая находка в зоне грандиозной стройки. 

Масштабность раскопок поражает. Перед тем как отдать территорию строителям, сооружающим подъездные пути к Керченскому мосту, там трудятся археологи. Никогда прежде они так не копали. На Тамани (с «материковой» стороны возводимого гиганта), где и был найден кувшин с монетами, уже исследованы тысячи квадратных метров самых разнообразных по датам и укладу поселений. Древнеримские, хазарские, периода Тмутараканского княжества Киевской Руси, времен Османской империи...

А вот от Керченского полуострова раскопки двинулись совсем недавно. Сейчас ученые заняты археологической разведкой мест, где протянутся новые ЛЭП, водовод и газопровод, по мостовым переходам «рыщут». Делают визуальные обследования и локальные грунтовые работы. В общем, все, чтобы транспортные коммуникации не похоронили богатый культурный слой — памятники истории и археологии, которыми так обильна крымская земля.

— Мы только начали, но уже имеем множество потрясающих находок, — рассказывает научный сотрудник Института археологии РАН Денис Бейлин. — В том числе и такие, которые меняют представление об исторической ситуации в тот или иной временной отрезок. В частности, у нас появилась масса информации о памятниках античности на Керченском полуострове. Произошел революционный прорыв по исследованию и картографированию материальных следов эпохи бронзы в Восточном Крыму. Раньше мы знали их всего несколько десятков, а теперь располагаем данными о сотнях артефактов догреческого периода.

В ходе археологических разведок ученые обнаружили наследие разных столетий — поселения, курганы, могильники. Возле водовода, например, раскопали три захоронения. Два из них были ограблены еще в древности, а в уцелевшем нашли стеклянный кувшин I века н.э. Также выяснили, что жилье для строителей моста расположилось прямо на некрополе.

— Значение сделанных открытий огромно, собственно, как и объем исследований, — считает и.о. директора Института археологии Крыма Вадим Майко. — Во-первых, пополнились коллекции практически всех категорий древних ценностей. Во-вторых, получены новые факты об уже раскопанных объектах. В-третьих, появились очень важные сведения для реконструкции политической истории Крымского и Таманского полуостровов.

Пока на крымской стороне археологи только «разведывают обстановку» и готовятся копать, в Тамани — основной фронт работ.

— Наиболее сенсационные находки — это даже не отдельные многочисленные предметы, которые могут украсить музейные коллекции мирового уровня, — говорит научный сотрудник Института археологии РАН Николай Сударев. — Главное — у нас изменилось представление о том, как жили люди, что собой представляло огромное количество поселений. Допустим, считалось, что греки прибыли на пустые территории, где либо вообще никого не было, либо обитали отдельные группки дикарей. Однако последние два года исследований показали, что местное население уже тогда обладало достаточно высоким уровнем культуры, имело навыки каменного домостроения. Оно, конечно, уступало грекам, но примитивным назвать его нельзя. Это были люди, очень хорошо адаптированные для тех условий. Умели добывать пресную воду и сохранять ее, занимались скотоводством, сельским хозяйством. Видимо, греки изначально торговали с этими поселениями, покупали у них хлеб, а потом по какой-то причине истребили жителей...

Практически каждый археолог, которому посчастливилось «копать Керченский мост», может похвастаться своими сенсациями. Обнаруженные колодцы и водосборники относятся к догреческому времени. Найденные недавно серебряные дензнаки — это уже середина XVII века. Вопрос: как они сюда попали? По словам ученых, подобные монеты известны у нас в стране. Но одно дело, когда они встречаются в таком крупном торговом центре, как Москва, и совсем другое — Тамань. 

— Но нам тоже есть чем гордиться, — заступается за регион Сударев. — Мы раскопали одно догреческое поселение с домами, с горнами, в которых производили керамику. Также наткнулись на огромный некрополь, сделали удивительные находки. Многие выглядят так, будто только что из магазина. Например, рельефные чаши, очень изящные, с украшениями — второго века до нашей эры. Звенят! Маленькие кувшинчики, сосудики для масел — тоже как новые. А еще мы нашли брошь с видом Афродиты, по периметру — знаки зодиака. Это их самое раннее из известных греческих изображений. Конечно, они упоминаются и в более древних источниках, но без картинок. Судя по всему, вещь привозная, из Египта. Брошь сейчас реставрируется, и, возможно, мы займемся ее изучением совместно с опытными немецкими специалистами, отработаем разные версии.

Если верить археологам, раскопанного хватит на долгие годы, не одна диссертация будет написана. Материала столько, что не справляются хранилища. Те, кто работает на краснодарском берегу, предлагают расширить Таманский музей: дескать, на фоне общего строительства это не такие уж безумные деньги. В Крыму ратуют за новые площади для Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. Директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин предложил показать экспонаты публике в каком-то едином выставочном павильоне, а потом передать в отдельные профильные учреждения. Кстати, есть на сей счет точка зрения и у Владимира Путина. По мнению президента, логичнее всего создать специальный музей для артефактов, найденных при строительстве Керченского моста.