Премьеры о премьере

Лариса РОМАНОВСКАЯ

06.04.2012

В канун 150-летия со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина сразу на двух телеканалах выходят новые документальные фильмы о великом русском реформаторе.

11 апреля в 22.55 на канале «Россия» премьера фильма Никиты Михалкова «Петр Столыпин. Выстрел в Россию. ХХ век». А 14 апреля с 17.20 «Культура» начнет демонстрировать четырехсерийную ленту Александра Столярова «Господин премьер-министр».

Петр Столыпин для Никиты Михалкова — едва ли не главный интерес жизни на протяжении многих лет. Режиссер размышляет о реформаторе часто, страстно и подробно. Достаточно напомнить, что первый номер обновленной газеты «Культура» открывался публикацией Михалкова «Петр Столыпин «против «норковых воротничков».

Работа над двухсерийной документальной лентой завершилась совсем недавно. В проекте приняли участие сотрудники Фонда изучения наследия П.А. Столыпина, ведущие отечественные историки.

Съемки шли в Санкт-Петербурге, в Киеве, в том числе на территории Киево-Печерской лавры, где находится могила реформатора, в имении Столыпина Колноберже и, наконец, в Саратове, где в 1903–1906 годах будущий премьер-министр был губернатором.

Михалков с максимальной достоверностью восстанавливает хронологию последних дней жизни Петра Аркадьевича. Съемочной группе удалось получить доступ к архивным материалам, которые на протяжении ста с лишним лет оставались засекреченными. Что именно столько лет хранилось под грифом «секретно», об этом в кадре будет рассказывать Никита Михалков.

В четырехсерийной ленте Александра Столярова «Господин премьер-министр» нашло свое отражение множество фактов из биографии величайшего русского политика, человека с трагической судьбой. За пять лет насыщенной деятельности Столыпин осуществил аграрную реформу и ускорил темпы экономического развития страны, ужесточил меры наказания за совершение особо тяжких преступлений и сумел резко снизить количество террористических актов. Впрочем, многочисленные покушения на самого премьер-министра, организованные радикально настроенными политическими группами, пресечь не удалось. Одиннадцатое по счету, произошедшее 1 сентября 1911 года в царской ложе киевского театра, принесло кровавый результат.

С момента гибели реформатора прошло сто лет. Сейчас его фигура вызывает противоречивый интерес как историков, так и политологов, а программные разработки, так называемый свод «столыпинской реформы», трактуются современными экономистами с самых разных позиций.

В документальном сериале «Господин премьер-министр» будут представлены материалы из Российского государственного киноархива — чудом сохранившиеся фото- и кинохроника столетней давности; прозвучат строки, которые политик адресовал сначала невесте, а затем жене Ольге, будут обнародованы фрагменты личной переписки, документы из семейного архива. Закадровый текст от лица Петра Столыпина читает актер Сергей Соколов.

Александр Столяров: «Киев стал для Столыпина личной голгофой»

Многие эпизоды фильма «Господин премьер-министр» были отсняты в Киеве. Подробнее о том, как создавался проект, режиссер Александр Столяров рассказал «Культуре».

Столяров: Работа над фильмом шла чуть более полугода, в итоге получилось четыре серии по 26 минут. В них мы попытались вложить не только то, что сейчас известно о Столыпине, о его реформах и жизни, но и представление о том, что такое человек, находящийся на службе у государства. У такого человека всегда есть два пути: либо ты приносишь себя в жертву служению, либо становишься иудой. Петр Аркадьевич Столыпин избрал путь служения. На протяжении всего фильма мы следуем за Столыпиным по этому пути.

культура: Насколько изменилось Ваше собственное мнение о Столыпине за время работы над проектом, что оказалось самым неожиданным?

Столяров: Лично для меня Столыпин — это фигура, которая могла бы стать примером для нынешних государственных служащих. Другого такого примера нет. Столыпин был человеком с недостатками, но мнение о них зритель может составить самостоятельно. А нашей целью было показать достоинства государственного человека, на которого можно опереться. При этом у нас не было задачи сделать из Столыпина какого-то идола, в нашей истории их и без того хватает.

культура: Политические и экономические реформы Петра Столыпина трактуются представителями различных школ крайне неоднозначно. Мнения Ваших экспертов полярны или же, наоборот, схожи?

Столяров: Наши эксперты, говоря о столыпинских реформах, попытались найти общую причину, по которой это явление всегда шло в России с серьезным запозданием. Еще со времен Петра I видно, что реформы в России всегда встречали огромное сопротивление, продвигались с большим трудом. Идеи, внедряемые Столыпиным, — не исключение. Наработки по аграрному и иным вопросам появились задолго до него, он был не единственным человеком, который их высказывал. Но именно Столыпин понимал, как работать с такими идеями, как их воплощать.

культура: В Вашу ленту вошла масса документальных материалов, в том числе и малоизвестных. Каких открытий ожидать зрителю?

Столяров: Наш фильм начинается с симфонической музыки, посвященной памяти Столыпина. Ее написал композитор протоиерей Игорь Собко. Вот под эту музыку, под пение хора и будет развиваться сюжет. Внешняя канва — это покушение, которое готовил киевский студент-анархист Дмитрий Богров. Мы вели съемку в Киевском оперном театре, это очень странное место, там до сих пор сильно чувствуется та смерть. Не знаю, как там идут спектакли... Мы снимали в Киеве и другую натуру, включая место, где стоял памятник Александру II, на открытие которого приехали в августе 1911 года Николай II и члены правительства, в том числе и Столыпин. И в ходе съемки возникла мысль о том, что Киев — мать городов русских, место многих православных святынь, стал персональной голгофой для человека, который, начав служение государству, избрал путь жертвы.

Столыпин на экране

Фигура одного из крупнейших российских реформаторов не раз отображалась в отечественном кинематографе. В 12-серийном фильме «Империя под ударом» (2000 год, режиссеры Сергей Газаров, Андрей Малюков, Вячеслав Никифоров и др.) эту роль сыграл Александр Феклистов. Документальную ленту «Жизнь и смерть Петра Аркадьевича Столыпина» в 2002-м снял Вячеслав Хотулев. Сюжет одной из первых отечественных исторических мелодрам «Грехи отцов» (2004, режиссеры Ирина Глебова, Петр Кротенко и др.) строится вокруг событий, произошедших 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре.

Главного героя 14-серийного телефильма «Столыпин... Невыученные уроки» (2006, режиссер Юрий Кузин) воплотил актер Саратовского академического театра драмы Олег Клишин. В рамках документального проекта «История России ХХ века» была создана лента «Преддверие Первой мировой войны. Столыпин» (2007, режиссер Николай Смирнов). В 2011 году состоялась премьера документальной работы режиссера Леонида Млечина «Петр Столыпин. Выстрел в антракте».