18.12.2014
Торжественное открытие смотра прошло в первый день зимы в концертном зале «Барвиха Luxury Village». Вечер стал не только своеобразным подведением итогов 2014 года, но и дал старт новым проектам. Как отметил министр культуры Подмосковья Олег Рожнов: «Мы задаем тон новым свершениям в сфере культуры, поэтому сегодняшнюю акцию называем «Год культуры. Продолжение». Начинания 2014-го откроют дорогу достижениям будущего».
Концерт, с воодушевлением принятый переполненным залом, вышел представительным. На сцене сменяли друг друга коллективы и солисты МОФ: хор имени Кожевникова, оркестры «Гусляры России» и «Русские узоры», ансамбль русской музыки и танца «Садко», ансамбль баянистов «Русский тембр», солировали пианист Александр Гиндин, братья Андрей (контрабас) и Михаил (фортепиано) Ивановы. Рядом с ними — друзья и гости филармонии: академическая симфоническая капелла России под руководством Валерия Полянского с маэстро Дмитрием Крюковым, квартет арт-проекта «ТенорА XXI века», композитор Максим Дунаевский и солист Мариинского театра Василий Герелло. Музыкальная панорама получилась красочной и объемной: классика, фольклор, джаз, песни советской эпохи. Публика реагировала столь жизнерадостно, что некоторые из артистов завершали выступления уже в зале, а четверка теноров так и вовсе зашлась в зажигательном твисте. Приступая к реорганизации филармонии, ее директор Ильгиз Янбухтин дал в апреле 2014 года программное интервью «Культуре». О том, что из планов удалось реализовать и как сложатся отношения подмосковной публики с областной Филармонией в дальнейшем, — сегодняшний разговор.
культура: Довольны ли Вы тем, как прошел фестиваль?
Янбухтин: Не только мы. В первую очередь довольны зрители. Концерты проходили в Пушкино, творческим ядром стали выступления блестящих импровизаторов Михаила и Андрея Ивановых. Удалось привлечь выдающихся музыкантов мирового уровня. Участвовали сенегальский барабанщик-виртуоз Джага Самба, американский вокалист Джил Вэдди, замечательная российская певица, знакомая по проекту «Голос», Полина Орбах, финалист телеконкурса «Большой джаз» саксофонист Денис Швытов, и, конечно, наши филармонические коллективы. Жаль, что всех невозможно перечислить. В музыкальном колледже имени Прокофьева состоялся мастер-класс «Как рождается музыка». Встреча признанных мэтров с начинающими музыкантами — доказательство того, что цепочка времен не прервется.
культура: Вы говорите о связи поколений, да и фестиваль назвали «Пересекая время».
Янбухтин: Мы действительно часто обращаемся к образу времени. Знание нашей истории и уважение к традициям — залог трезвой оценки настоящего и взгляда в будущее. В своей работе мы стремимся указать на духовную преемственность поколений через музыкальные образы разных эпох. Во всем многообразии жанров и форматов.
культура: Например, отправились в путешествие по истории джаза.
Янбухтин: От фестиваля «Jazz in Звенигород», который мы готовили с надежным проверенным партнером — Культурным центром имени Любови Орловой, я получил редкое удовольствие. Удалось собрать на одной сцене трех легендарных российских джазменов: Игоря Бриля, Давида Голощекина и Бориса Фрумкина. Зал был забит до отказа, исполнялись шедевры джазовой классики и авторские произведения юбиляров.
культура: Уже подвели итоги календарного года? Удалось осуществить все, что запланировали?
Янбухтин: Даже с опережением. Например, старт целевых проектов намечался на 2015 год, мы же открыли их осенью. Несомненная удача — стратегическое и дружеское партнерство с Академией хорового искусства Виктора Попова. Рад, что ее ректор Николай Азаров возглавил филармонический хор. Я даже не предполагал столь быстрого развития этого коллектива. Хор пополнился выпускниками Академии и творит чудеса. За четыре месяца в его репертуаре появились сложнейшие произведения: «Реквием» Верди, «Иван Грозный» Прокофьева, «Половецкие пляски» Бородина. И еще — народные песни разных стран мира. Коллектив оценили профессионалы — он начал сотрудничать с лучшими оркестрами, выступать на ведущих концертных площадках Москвы. Игорь Крутой пригласил хор участвовать в своих юбилейных концертах в Кремлевском дворце.
Кроме того, серьезные перемены коснулись всех сохраненных филармонических коллективов: когда считали необходимым, меняли кадры, а иногда даже — художественное руководство.
Осень подарила еще одно событие — в нашу филармонию пришли братья Ивановы. Замечательные музыканты, они хорошо известны не только в Москве, но в российских регионах и за рубежом. Выступают братья не только в жанре чистого джаза. Их способность к музыкальным «пересечениям» впечатляет. Вспомните сотворчество дуэта с Денисом Мацуевым, НФОРом и «Виртуозами Москвы». Новые идеи необходимы и Центру развития этнической музыки, который станет одним из подразделений филармонии, своеобразной лабораторией для фольклорных коллективов.
культура: Эксперименты с фольклором опасны и часто приводят к появлению «ряженых».
Янбухтин: В составлении программ для нас главное — вкус, чувство меры и мелодия. Без этого все усилия, как правило, бесплодны, и тут, Вы правы, открытая дорога какофонии и ряженым.
культура: Можете ли уже рассказать о перспективных планах филармонии?
Янбухтин: Будем последовательно развивать все, что начали: детские и образовательные проекты и ряд других перейдут на следующий год. Фестиваль «Пересекая время» хотим сделать ежегодным, по сути, это не разовая акция, а развивающаяся история. Надеемся, удастся внутри фестивальной программы проводить летний и зимний циклы — как в музеях-усадьбах, так и в городах Подмосковья. В марте стартует юбилейный тур «Дунаевский-гала». В подмосковных городах воинской славы проведем концерты с участием ведущих коллективов и солистов под названием «Ода Великой Победе».
культура: Образовательный проект «Классическая музыка — высокая и доступная», чей уровень определяется профессионализмом и артистическим обаянием Александра Гиндина, тоже станет традиционным?
Янбухтин: Конечно. Он оказался востребованным и успешным, как и опыт с детским проектом «Щелкунчик. Лауреаты». Одаренные ученики получили возможность выступить на одной сцене с лауреатами популярного телеконкурса. Сетку детских просветительских программ расширим проектом «Андерсен. Сказки, рассказанные на ночь Каем и Гердой». Афишу пополнит концерт «Голос — детям» с участниками юниорского вокального конкурса.
культура: Многие зрители отмечают, что Ваши концерты, адресованные школьникам, становятся по-настоящему семейными праздниками.
Янбухтин: Пробуем соединять элитарный и демократический формат. Фестиваль «Классика в джинсах» охватит искусство разных эпох и народов и будет проходить в уютных парках Подмосковья, где люди чувствуют себя более свободно, нежели в академических залах. Надеемся, через несколько лет сегодняшние школьники составят ядро вдумчивой и заинтересованной аудитории многих наших программ. Так мы начинаем отсчет нового времени.