Ничего святого

Надежда МОРОЗОВА

24.10.2014

«Контрольный выстрел», «Заложники любви, или Халам-бунду», «Грибной царь». Этой осенью репертуар МХАТ имени Горького пополнился еще одной — уже четвертой — пьесой Юрия Полякова. За постановку взялась лично Татьяна Доронина.

Трагикомедия «Как боги...» вышла после шестилетнего молчания Полякова-драматурга (в 2007-м он выпустил знаменитых «Одноклассников») и уже играется по всей стране и за ее пределами: в Белгороде, Пензе, Владикавказе, Ереване.

Автор рассказывает: пьеса — «о столкновении поколений и их страстей». «Сейчас в театре эти понятия уже не в моде, — говорит писатель. — Но я стараюсь, чтобы мои пьесы были остросюжетными и репризными. Зритель должен смеяться, плакать, запоминать какие-то словечки». Афористичность спектакля и впрямь не оставит вас равнодушными. То и дело со сцены звучат перлы: «когда не можешь найти настоящую женщину, приходится жениться на молодых», «если враг не сдается, его покупают», «мужчина должен быть добрым в быту и злым в постели».

В такую яркую форму драматург нарядил беспроигрышный сюжет. «Как боги...» — вариант «Пигмалиона» по-русски, родом из лихих 90-х. 

Итак, консультант по этикету, интеллигентная Вера Николаевна Гаврюшина (Ирина Фадина) берется облагородить резво вписавшегося в большой бизнес провинциала Артема Бударина (Александр Хатников). В отличие от «Козленка в молоке», где попытка сделать из мытищинского полуграмотного мужика богемного писателя обернулась фарсом, случай в семье Гаврюшиных оканчивается трагически. Вера Николаевна, как Пигмалион, влюбляется в свое творение, но к классическому сюжету Поляков прибавляет еще несколько переменных: главная героиня замужем...

Супруг (Александр Титоренко) — бывший дипломат с профессиональным диагнозом «фуршетный алкоголизм». Он переводит великих китайцев и за неимением других средств к существованию одну за другой продает любимые реликвии: то саблю эпохи Тан, то жертвенники эпохи Троецарствия. Опустившийся Гаврюшин, кажется, даже не ревнует жену. Но есть еще дочь Алена (Вера Лаптева) — истеричная девочка, потерявшая себя в череде ночных тусовок, заблудившаяся в собственной «коллекции» мужчин. И в качестве последнего экспоната Алена мечтает заполучить Галатею — маминого воспитанника.

Мифологический фон постоянно напоминает о себе. Артем, с детства увлекавшийся древнегреческими преданиями, мечтает жить, как боги: «Хочешь — сделай. Нужно — возьми. Боишься — преодолей себя или умри. Мешают — отодвинь. Сопротивляются — победи». Но мудрая Вера Николаевна возражает: «А ты знаешь, мальчик, как жили боги? Ты внимательно читал эту свою книжку? Боги! Они ради власти и похоти убивали, лгали, обманывали, предавали, оскопляли друг друга…» Нужно ли объяснять, что интригу спектакля разгоняют человеческие пороки — те, о которых  рассказывает главная героиня. Они-то и толкают сюжет к трагическому финалу. Единственно возможному, когда боги заменяют Бога.