Оксана Бычкова: «У русской «новой волны» — свой язык и свежее дыхание»

Анна ЧУЖКОВА

20.06.2014

Корреспондент «Культуры» пообщалась с режиссером Оксаной Бычковой, чей фильм «Еще один год» представлен в Российской программе 36-го Московского международного кинофестиваля. 

культура: Вы участвовали прежде в ММКФ?
Бычкова: Да, однажды, с короткометражным фильмом. Фестиваль оставил теплые ощущения. Пару лет назад сделала открытие — посмотрела «Шапито-шоу», который показывали в конкурсной программе. И поняла: отличное кино попадает на конкурс!

культура: Российская программа ММКФ — панорама отечественной индустрии, которая дает возможность объективно оценить ситуацию в нашем кино. Как ее видите Вы?
Бычкова: В целом, мне кажется, у нас все хорошо. Потому что появляются новые имена и интересные картины. Например, «Комбинат «Надежда» Наташи Мещаниновой, который тоже входит в Российскую программу ММКФ, — прекрасное кино. Это как раз то, что называется русской «новой волной». Здесь есть и собственный язык, и свежее дыхание. Кстати, Наташа — сценарист моего фильма.

культура: Ваш «Еще один год» уже завоевал приз на Роттердамском фестивале. «В то время как голландские СМИ заполнены негативными новостями из России, фильм «Еще один год» погружает нас в повседневную жизнь молодых людей, которые определяют будущее страны, и заставляет открыть сердца для них» — вот неполная формулировка, с которой Вам вручили награду.
Бычкова: Главное, что этот приз предполагает дистрибьюцию в кинотеатрах Голландии. В целом отзывы были очень теплыми.

культура: А там знают наш фильм «С любимыми не расставайтесь»? Ведь «Еще один год» — ремейк советской классики. 
Бычкова: Нет, голландцы просто смотрели кино про молодую пару. Мы снимали по заказу Госфильмофонда. Получилась картина, сильно отличающаяся от всем известной. Осталась финальная сцена в больнице. У Александра Володина действие начинается, когда супруги уже пришли в зал суда. А мы решили показать историю до: как любящая пара последовательно разрушается.

культура: Правда, что наследник Володина поставил условие, чтобы режиссером выступили именно Вы?
Бычкова: Не совсем так. Ему предложили несколько кандидатур, и выбор пал на меня. Я с ним не знакома, он живет в Америке.

культура: А как Вы относитесь к фильму с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой?
Бычкова: Мне нравится. Он — отражение времени. Такое красивое, поэтическое кино с зарисовками под музыку. Но сегодня снимают иначе, ближе к документальности, без лишней поэтики. Чтобы зрители могли подключиться к истории, нужно быть максимально честным. Пьеса Володина — шестнадцать страниц. Сделать из нее полный метр — очень сложная задача. При этом мы отказались от калейдоскопа разводящихся пар, как у Арсенова. Важно быть с героями в каждом эпизоде, не отвлекаясь.

культура: Кто играет? 
Бычкова: Алексей Филимонов («Кислород» Ивана Вырыпаева, «Жить» Василия Сигарева) и дебютантка Надежда Лумпова. 

культура: Слышала, что в фильме мог бы сыграть Депардье...
Бычкова: Да, один из наших продюсеров — Николай Бородачев — с ним дружен. Но для моей истории важно, чтобы не было особо узнаваемых лиц. И слава Богу, продюсеры не настаивали. Депардье выглядел бы очень странно в этом фильме.

культура: Может быть, ему повезет в следующий раз... Кое-кто уже называет Вашу ленту хипстерской версией «С любимыми не расставайтесь». Что изменилось в нашей жизни с 70-х? 
Бычкова: Да всё. У Володина конфликт происходит из-за того, что девушка вовремя не позвонила и вечером не пришла домой. В эру мобильных телефонов невозможно поверить, будто из-за этого супруги разведутся. Поэтому пришлось выстраивать новый социальный контекст. Но глобально люди не поменялись. Есть вечные темы, которые не зависят ни от времени, ни от географии. В Роттердаме зрители на обсуждении говорили, что кино будто бы снято про них. А мне казалось, это совершенно московская история. Про молодых людей, приехавших учиться и оставшихся здесь жить. 

культура: Для Вас тоже этот вопрос социализации был некогда актуален. Приходилось подрабатывать дегустатором плавленых сырков... 
Бычкова: Моя история — достаточно оригинальная. Я сразу попала в «компот» из замечательных людей на Высших режиссерских курсах. Мы думали только о творчестве. И нас не волновало, что нет денег и приходится друг у друга сахар занимать.

культура: Название «Еще один год» — привет Майку Ли, который выпустил несколько лет назад одноименную картину? 
Бычкова: Нет, хотя я его очень люблю. Оно нам чисто формально подходило: действие происходит от одного Нового года до другого. Володинское «С любимыми не расставайтесь» не подходит для проката. 

культура: Когда фильм выйдет на большие экраны в России?
Бычкова: В декабре. А сейчас я занимаюсь хорошим проектом для Первого канала, снова с Наташей Мещаниновой. Не могу назвать это своим авторским кино, но материал интересный — адаптация испанского сериала «Красные браслеты». Про пять пацанов и девчонку, которые лежат в больнице, и у двоих из них рак. Не поверишь — это страшно жизнеутверждающая история! Надеюсь, в следующем году сериал появится на экранах.