03.09.2021
«Реальный театр» — один из старейших и наиболее значимых российских фестивалей и уж точно претендует на роль самого необычного. Здесь не бывает победителей, лауреатов и не вручается Гран-при: все участники получают обратную связь как от профессиональных критиков, так и от зрителей, которые допускаются к обсуждению спектаклей. А публика видит самые интересные с точки зрения театрального процесса постановки.
Спектакли в рамках «Реального театра» пройдут на пяти площадках Екатеринбурга, а главной из них станет Екатеринбургский театр юного зрителя, в стенах которого фестиваль родился в 1990 году. 5 и 6 сентября в афише «Реального театра» заявлен спектакль, закрывающий фестиваль «Золотая маска» в Екатеринбурге — «Медведь» в постановке Владимира Панкова, совместный проект театра «Центр драматургии и режиссуры» и Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. Фестиваль «Золотая маска» проходит в Екатеринбурге в шестой раз. С 2011 года — в рамках «Реального театра».
По традиции «Реальный театр» начинается с выхода к публике арт-директора фестиваля Олега Лоевского в легендарных хромовых сапогах. Дело в том, что в 1990 году, накануне открытия первого фестиваля, выпал снег. Лоевский собирался в аэропорт, чтобы встречать гостей, но пока добрался до ТЮЗа, промок до нитки. Его выручила одна из актрис, которая дала директору фестиваля напрокат хромовые сапоги своего отца, бывшего военного. Как рассказывают очевидцы, небо внезапно прояснилось и установилась хорошая погода. С тех пор весь первый день каждого фестиваля Лоевский встречает гостей «Реального театра» в исторических сапогах. Больше природных катаклизмов во время фестиваля за всю его историю не наблюдалось.
О том, какие еще традиции сложились у «Реального театра» за 30 лет, по какому принципу отбирают спектакли для фестиваля и какие вопросы ставят перед зрителями режиссеры любительских и профессиональных коллективов, газете «Культура» рассказал основатель и арт-директор Всероссийского фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский.
— Олег Семенович, фестиваль проходит раз в два года. Изменился ли принцип отбора спектаклей за 30 лет?
— Нет, все по-прежнему. Я сам отсматриваю постановки и, если меня что-то задевает, беру на фестиваль. И это единственно возможный критерий. Театр должен как-то объяснять наше время. В моем понимании он ничему не может научить, но может нам напомнить, что жизнь сложна и простых решений нет и не будет. Каждую минуту мы находимся в состоянии выбора, и выбирать становится все сложнее. Исходя из этого понимания времени, я и собирал афишу «Реального театра». В ней вы найдете спектакли, которые не дают простых ответов, а главное — я эмоционально подключаюсь к тому, что происходит на сцене. Мы в последнее время очень экономно живем, лишний раз не тратим эмоции. Это связано с большим информационным потоком и пониманием того факта, что повлиять на происходящие глобальные, да и локальные события практически невозможно. Кроме того, вокруг масса фейков, а потому на всякий случай никому нельзя верить, чтобы не чувствовать себя обманутым. И мы отстраняемся от реальности, она уже не задевает нас, мы в глухой обороне.
Помню, как 10 лет назад в Театре.doc появился спектакль «Я боюсь любви» — тогда это было режиссерское высказывание, сейчас это норма нашей жизни. Люди не хотят жить вместе, брать на себя ответственность за воспитание детей, предпочитая оставаться чайлдфри, пышным цветом расцвела социофобия… У меня нет оценки этим событиям — это часть сегодняшнего мира. Я постоянно ощущаю, как все вокруг меняется, и мы должны взаимодействовать с этими изменениями, должны осознавать, что происходит вокруг. С моей точки зрения, «Реальный театр» помогает увидеть и почувствовать реальность, которую нам так сложно понять. Большинство из нас вообще предпочитает жить прошлым, где нам было хорошо, или же будущим, где, как мы верим, все будет хорошо. Но никто не хочет связываться с непонятным настоящим. С ним все сложно. Пойди разберись, как нам здесь и сейчас…
— Какой из спектаклей фестиваля, на ваш взгляд, полнее отражает тему наших сегодняшних трансформаций?
— Скорее всего, это «Версальский экспромт» в постановке Анатолия Праудина (театр-фестиваль «Балтийский дом» Санкт-Петербург). В основе — одноактная комедия Мольера, где он показывает изнанку театра. Пьеса была написана во времена «короля-солнце» Людовика XIV. По сюжету, труппа Мольера репетируют для королевского представления новую комедию. Актеры не успевают выучить роли, слуги короля торопят Мольера, — король уже в зале и ждет представления, но Мольер все время оттягивает начало. Для меня этот спектакль — размышления о диалоге с властью. Причем власть здесь не в бытовом или политическом контексте, а в духовном, провиденческом. Потому что диалог всегда надо пытаться вести с тем, что больше тебя. Потому что с тем, что равно тебе, всегда можно договориться, а это малоинтересно. Этот спектакль — важное послание о том, что театр остается жить, и он оставляет надежду на диалог, который, увы, практически невозможен.
Постановщика «Версальского экспромта» Анатолия Праудина хорошо знают в Екатеринбурге. Он был режиссером Свердловского ТЮЗа с 1986 по 1996 год. У него свой путь в искусстве. Он никогда не стремился к славе и наградам, не претендовал на большие сцены и роль властителя умов. Его внутренняя задача, как я сам для себя формулирую, познать мир через театр, а театр через мир. Не случайно мы привозили в Екатеринбург его спектакли по главным книгам ХХ века «Работа актера над собой» по Станиславскому, «О технике актера» по Михаилу Чехову и «Покупку меди» по статье Брехта. «Версальский экспромт» — продолжение тех работ. Праудин старается понять наследие советского театра, расцвет которого пришелся на 70–80-е годы, и разглядеть наследников — как они сегодня существуют и как обращаются с этим наследием. «Версальский экспромт» — очень театральная вещь, глобальное размышление о пути театра. Это важно для меня, потому что я сам прежде всего человек театра и воспринимаю мир через театр.
— Все ли спектакли, которые вы хотели показать, доедут до Екатеринбурга?
— Вообще, афиша театра не такая полная, как мне хотелось. Впервые за всю историю «Реального театра» фестиваль длится всего шесть дней, обычно было восемь. Из-за финансовых трудностей я не привез, например, потрясающий спектакль из Казани «Адамнар» о голоде в Поволжье, который поставили в театре кукол «Экият». Там же, в Казани, в ТЮЗе режиссер Антон Федоров сделал замечательный спектакль «Иваново детство». Мы прилагали все усилия, чтобы из Эстонии смог доехать заявленный в программе театр R.A.A.A.M со спектаклем «Мой Георг Отс» режиссера Артема Устинова. Но, увы, Екатеринбург эти замечательные работы в сентябре не увидит.
— В афише соседствуют государственные академические и студенческие любительские театры. Для вас нет разницы, какой театр и откуда, главное — о чем спектакль?
— Совершенно верно. Сегодня вообще границы размыты — какой театр считать профессиональным. Я не раз видел замечательные спектакли без профессиональных артистов и ужасные с профессиональными. Поэтому приглашаю на фестиваль тех, кто интересен. В первый день «Реального театра» будет показан студенческий спектакль ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова) «Толстая тетрадь». Режиссер-педагог Татьяна Тарасова представит авторское прочтение одноименного романа Аготы Кристоф, который иногда называют «самой жестокой книгой XX века». Это история о мальчиках-близнецах, чье детство проходит в небольшом венгерском городе во время Второй мировой войны. «Толстую тетрадь» не раз ставили, были хорошие спектакли, например, в Кирове. Но новое поколение вновь обращается к этой теме: война, жестокость, дети. Потому что в ХХ веке ничего не закончилось — в нашем мире все это по-прежнему актуально.
Мастерская «ТеМа» из Тюмени — любительский коллектив — покажет «Форум-театр/Error 404». В спектаклях тюменцев участвуют зрители — это провокативный театр, который не дает зрителю спокойно сидеть в уютных креслах и разглядывать красивых актрис, а заставляет думать. Это одно из направлений развития театра, за которым мне интересно наблюдать.
Если говорить об относительно новых тенденциях, то стоит упомянуть «Антигону» пермского «Театр-Театра». Если музыкальный спектакль на сцене драмы — дело уже привычное, то опера для драматических актеров — что-то еще непривычное для зрителя. Мы показываем этот спектакль на сцене Оперного театра, потому что задействован большой оркестр. «Антигона» актуальна еще и благодаря сегодняшней феминистской повестке. Театр не может пройти мимо, так как это наша с вами реальность. Новая этика меняет мир, и режиссер Роман Феодори пытается понять, что это за процессы, как они отражаются на нас.
Ученица Кирилла Серебренникова Женя Беркович поставила спектакль по пьесе Светланы Петрийчук «Финист — Ясный Сокол». Он о российских женщинах, решивших виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и сбежать в Сирию. В основу пьесы легли реальные приговоры и протоколы допросов. Предмет исследования Беркович — поиск ответов на вопросы: «Почему люди хотят хоть кому-то отдать свою свободу? Почему они не могут сами распоряжаться собой? Почему свобода для них – это непосильная ноша?» И «Антигона», и «Финист — Ясный Сокол» — это как раз о том самом выборе, который мы ежедневно совершаем и, конечно, о его последствиях.
Большинство театральных работ созданы в 2020-2021 годах, но я не мог не пригласить на фестиваль золотомасочного лауреата — спектакль «Идиот» новосибирского театра «Старый дом». Режиссеру Андрею Прикотенко удалось наложить героев Достоевского на типы и характеры сегодняшнего дня. Зрители попадают в «русскую матрицу», имеющую свои типажи. Прикотенко прослеживает, как эти типажи вписались в нашу сегодняшнюю жизнь. Это и страшно, и весьма любопытно.
«Анна Каренина» екатеринбургского режиссера Николая Коляды — это спектакль, который я не видел, но включил в афишу «Реального театра». Постановка завершится к открытию фестиваля, и такой отбор авансом могу объяснить только тем, что Коляда мне интересен всегда. Складывается впечатление, что у него есть какой-то «прямой телефон наверх», особый инструментарий для описания нашего времени и людей, живущих сегодня. В «Анне Карениной» есть бытовой план — распад семьи, невозможность быть рядом с ребенком, мечта об идеальной семье — Левин с Кити. Но все равно в центре — Анна, человек страсти. И понять, почему она бросилась под поезд, не совсем просто, потому что все ее желания могли сбыться, если внимательно анализировать текст романа: и Каренин мог разрешить ей видеться с Сережей, и Вронский со временем женился бы. Но проблема не в том, чтобы утрясти проблемы на бытовом уровне, а в том, чтобы все время находиться на острие чувств. Но куда деваются чувства? Почему они исчезают? Опять же встает вопрос свободы: должен ли ты жертвовать собой или принимать жертву? Я сам с любопытством жду, как во всем этом разберется Коляда и что ему покажется здесь главным.
— Какие еще традиции появились у фестиваля «Реальный театр» за 30 лет его существования, кроме того, что в первый день вы обязательно встречаете первых зрителей в знаменитых хромовых сапогах?
— Обсуждение спектаклей с критиками, на которых могут присутствовать и все желающие зрители. В этом году с нами по-прежнему, как и много лет подряд, Марина Дмитревская, главный редактор «Петербургского театрального журнала», а также Лев Закс, ректор Екатеринбургского гуманитарного университета. Еще в Екатеринбург приедут Владислава Куприна, заведующая литературной частью МТЮЗ, писатель и драматург Дмитрий Данилов из Москвы, автор нашумевшей пьесы «Человек из Подольска», а также театральный критик Глеб Ситковский.
— «Реальный театр» дает своеобразный срез жизни провинциального театра. Чем он живет сегодня?
— Провинциальный театр — термин двоякий. Что такое провинция? Это то, что живет вне времени или старой модой. Провинциального театра много и в Москве. Я бы не назвал провинцией, например, Екатеринбург. По актуальности тех процессов, которые происходят в театральной жизни, он уступает, не считая Москвы и Питера, разве что только Казани, которая сегодня переживает расцвет многогранной татарской культуры. Это вливает новые силы и в развитие русскоязычной культуры: появляются интересные режиссеры, открываются новые театры. Для меня «Реальный театр» — это способ погружения и исследования таких локальных историй и возможность показать самые интересные из них на фестивале в Екатеринбурге.
Фотография предоставлена пресс-службой Екатеринбургского ТЮЗа. Автор фото — Татьяна Шабунина. Фото на анонсе предоставлено пресс-службой фестиваля «Реальный театр». Спектакль «Антигона». Автор фото — Антон Чунтомов.