Театральная лаборатория «Электрификация» в Новокузнецке: в поисках Платонова

Мария СИМОНОВА, Новокузнецк

22.01.2021



Несмотря на пандемию, в январе Новокузнецкий драматический театр не отступил от традиции и провел лабораторию по произведениям русских классиков под руководством театроведа Александра Вислова. Мероприятие проходит ежегодно и состоялось вот уже седьмой раз.

В этом году лаборатория получила название «Электрификация» и была посвящена творчеству Андрея Платонова.

Как «перевести» удивительный и непростой слог писателя на язык современного театра, решали в своих эскизах молодые режиссеры из Москвы, Петербурга, Казани, Новокузнецка. Репетиции начались в понедельник, 11 января, а в выходные дни зрителям представили шесть работ. Принятая на лаборатории свобода в экспериментах позволила режиссерам сочинить совершенно разные по решениям, жанрам, стилю эскизы, интересно и смело обращаясь с текстами Платонова, а иногда обходясь почти без них. Каждый эскиз заканчивался обсуждением с критиками и зрителями, такие беседы — неотъемлемая часть лаборатории, и их увлекательность показывала, что Платонов сегодня актуален.

Новокузнецкую лабораторию придумали в 2013 году, рассказывает «Культуре» Александр Вислов:

— Мы беседовали с Мариной Евсой, тогда директором Новокузнецкого драматического театра, а теперь министром культуры и национальной политики Кузбасса, и коллегами, обсуждали, какой проект можно организовать. В то время были популярны лаборатории по современной драматургии, а мы решили обратиться к классике и посвятить проект одному автору. Режиссеры могли выбирать рассказы, романы, письма, пьесы… Начали с Достоевского — он классик и венчался в Новокузнецке. А потом лаборатория стала регулярной, и работу над текстами одного автора мы сделали нашим ноу-хау.

Задача для режиссеров с каждым годом усложнялась — героями лаборатории были Тургенев, Маяковский, Лесков, Солженицын, Набоков.

— В семи лабораториях участвовало почти 30 режиссеров. По правилам проекта, второй раз никого не зовем, — рассказывает Александр Вислов. — Многие продолжили сотрудничество с Новокузнецким драмтеатром. Несколько лет главным режиссером был Андрей Черпин, а сейчас там работает Ярослав Рахманин. Некоторые эскизы игрались еще несколько раз в формате экспресс-спектакля, предложенного после первой лаборатории директором. Среди эскизов есть известные постановки. К примеру, «Му-му» Талгата Баталова, «Один день Ивана Денисовича» Эдуарда Шахова побывали на многих фестивалях. Лаборатория доказала свою состоятельность и многое дала новокузнецкому театру.

Андрей Платонов, как объяснили организаторы, стал героем лаборатории в том числе и потому, что в 2021 году Кузбасс празднует свой трехсотлетний юбилей, а более известного певца индустриализации и электрификации сложно найти.

Открыл лабораторию эскиз артиста Новокузнецкой драмы Андрея Грачева. Он выбрал сатирический текст «Антисексус», написанный в стиле рекламной брошюры. Антисексус — это автомат, призванный заменить секс. Восторженные или возмущенные отзывы на новинку дают герои 1920-х годов, от Чаплина до Муссолини. Грачев построил свой моноспектакль в формате презентации и щедро использовал возможности современных технологий. Для каждого из героев он разработал цифровую маску, с помощью которой персонажи и воплощались на большом экране.

Режиссеры из Казани Ангелина Мигранова и Родион Сабиров размышляли о рассказе «Корова». Читать о мальчике, переживающем за корову, разлученную с теленком и вскоре погибшую под поездом, мучительно. Но сам текст рассказа в эскизе не звучал! Режиссеры нашли свой путь для его «перевода» на сценический язык:

— Лаборатория — это некое исследование, — поделился Родион с «Культурой». — У Платонова очень богатый язык. Как передать на сцене ощущения от него? Мы оттолкнулись от того, что «Корова» посвящена сыну писателя Платону: в юности он был арестован и вскоре умер. Мы соединили рассказ о трагедии из писем Платонова к жене с сюжетом о корове. Нам было важно, чтобы зрители поймали ощущение женщины, матери, коровы. У нас женское начало становится символом — она как Земля, как всеобщая мать.

— Лет пять назад мы, вероятно, просто разыграли бы рассказ, но сейчас нам хотелось попробовать новые вещи, — добавляет Ангелина.

В эскизе одновременно звучали письма Платонова к жене (их страшные тексты артист Андрей Ковзель читал, сидя спиной к залу, максимально сдержанно); на стену проецировались факты о коровах, в основном связанные с темой материнства; на кровати сидел ребенок и следил за проекцией видео с коровой. В центре композиции располагалась актриса Илона Литвиненко, с помощью внутреннего напряжения и минимальных внешних выразительных средств реагирующая на текст. Сначала такое обилие информации раздражало, но к финалу из предложенных элементов у зрителя «собрался» свой спектакль.

С пьесой Платонова в лаборатории решил поэкспериментировать только Филипп Гуревич из Москвы. Он взял «14 красных избушек», историю из 1920-х годов о 101-летнем Хозе, прибывшем с Запада смотреть советский рай. В этой фантасмагории Платонова вера в светлое будущее соседствует с атмосферой смертельного ужаса. Эскиз об СССР 20-х годов по стилистике получился похожим на европейские современные спектакли — много пластики, яркие цвета, гротесковая манера, западные музыкальные хиты…

Во второй день лаборатории мастер партиципаторных проектов петербуржец Олег Христолюбский представил новогоднюю интермедию «Я не я, и лошадь не моя, и сам я не извозчик». В своих размышлениях он оттолкнулся от писем Платонова Сталину и статьи против троцкизма.

— Я хотел поговорить о пытках в советских застенках и о том, как к такому способу взаимодействия государства со своими гражданами относится общество, интеллигенция и как это соотносится с нашим современном миром, — пояснил «Культуре» Олег Христолюбский. — Любая лаборатория — это возможность поэкспериментировать, найти новые приемы, способы разговора со зрителем, и я вел такой поиск.

Один из спектаклей, решенный в интерактивном формате, занял пространство театрального фойе. Публике было предложено поучаствовать в утреннике, в котором вместо Деда Мороза и других традиционных новогодних персонажей выступали Сталины. Присутствующих поделили на команды и устроили соревнования, по итогам которых проигравших отправили в заключение на нижние этажи. Тем, кто успешно соблюдал все правила, постепенно завязывали руки и глаза, так что в финале они смогли лишь услышать, как их расстреливают.

Режиссер Георгий Сурков (Латвия/Москва) сочинил эскиз по «Возвращению», одному из самых известных рассказов Андрея Платонова. Герой едет после войны домой, по пути знакомится с девушкой, проводит с нею несколько дней, но все же добирается до жены и детей. Подозревает измену, вспылив, решает уехать, но сомневается… Для лаборатории текст «перемонтировали» — превратили в монологи героев. История стала развиваться стремительнее и легче восприниматься.

Завершил седьмую лабораторию эскиз Александра Вислова. Именно во время этого проекта, в самом его начале, он попробовал себя в режиссуре. Первые две лаборатории делал читки своих пьес, а в третий раз представил эскиз, в итоге доросший до спектакля независимого театрального проекта. Для лаборатории 2021 года ее куратор сочинил пьесу «Платонов: очень скверный анекдот», где оттолкнулся от буквального анекдота. Того самого, где вынужденный работать дворником писатель гоняется за мальчишками, разбившими окно футбольным мячом. В пьесе-размышлении о судьбе Платонова звучат и его письма, и сюжеты рассказов, и фрагменты пьес, и доносы коллег. Смешные сцены, пародирующие театр, где репетируют Платонова (их сорежиссером выступил актер Анатолий Нога), сочетаются с трагическими моментами жизни писателя. Объемная и перекликающаяся с другими эскизами история стала удачным финалом проекта.

Лаборатория называлась «Электрификация», хотя непосредственно эта тема не поднималась, но, конечно, не стоило воспринимать все буквально.

— Под индустриальной темой мы имеем в виду не развитие промышленности, а то, как человек живет в быстро меняющемся мире, — говорит Анна Резвова, руководитель литературно-драматургической части Новокузнецкого театра. — В этой лаборатории исследование человека удалось. Каждый эскиз был посвящен прежде всего человеку, его чувствам, сложному пути.




Фото: Диана Токмакова. Эскиз «14 красных избушек»