Екатерина Мечетина: «Исполняем то, к чему лежит душа»

Елена ФЕДОРЕНКО

30.01.2020

В начале февраля в Москве состоится IV международный музыкальный фестиваль «Зимние грезы», продлевающий радость новогодних праздников.

Начиная с 2017 года в стенах Московской консерватории встречаются ее лучшие воспитанники — уже знаменитые, но еще достаточно молодые музыканты. Хедлайнер фестиваля — виолончелист Сергей Антонов, ставший в этом году трижды номинантом 62-й премии Grammy в составе Hermitage Piano Trio за дебютный диск с записями трио Сергея Рахманинова. И он, и его команда — звезды, лауреаты международных конкурсов и фестивалей, желанные гости на самых престижных площадках мира. О «Зимних грезах» «Культура» расспросила постоянного участника проекта, известную пианистку и педагога Екатерину Мечетину.

культура: Что отличает ваш фестиваль от остальных?

Мечетина: «Зимние грезы» замечательны своим художественным руководителем — Сергеем Антоновым. Он — личность, которая полумер не признает, и придумал масштабный проект, рассчитанный на перспективу: фестиваль проходит уже четвертый раз. Он состоит из трех концертов, и все они  разные. Мы многое делаем вместе с Сергеем, и для меня он не просто друг, но и партнер по камерному ансамблю. Музыкант он потрясающий, не только блестяще владеет виолончелью, он уже и дирижирует. Кстати, его московский дирижерский дебют случился на первых «Зимних грезах». И это здорово! 

культура: «Зимние грезы» открываются 4 февраля в БЗК гала-концертом непривычного жанра — «Творческие дуэли». Кто кому противостоит?

Мечетина: «Дуэли» — отличительная черта «Грез», ими неизменно стартует фестиваль. Формат захватывающий — участники по очереди играют и дирижируют. Музыканты словно участвуют в соревновании друг с другом, превращаясь из дирижеров в солистов, а из солистов — в дирижеров, и удивляют публику неожиданной сменой ролей. Такая демонстрация своих разных талантов — особенный принцип концерта. Как раз на «Творческих дуэлях»-2017 Сергей преобразился в маэстро, и публика восторженно приняла этот эксперимент. В нынешнем году вызов примут, помимо Сергея Антонова, Валентин Урюпин, Алевтина Иоффе, Анастасия Ушакова, Петр Гладыш и Даниил Коган — все они выйдут на сцену. Прозвучат премьеры новых музыкальных произведений: впервые в Москве исполнят сочинение Арвидаса Мальциса из Литвы Mozart Games и Концерт для виолончели с оркестром «Сон Иакова» композитора из Израиля Баруха Берлинера. Инструменталисты встанут за пульт Концертного симфонического оркестра Московской консерватории, которым многие годы руководит дирижер Анатолий Левин.

культура: Он ведь бессменный участник «Зимних грез»?

Мечетина: Счастье, что он с нами с самого начала, без него и его оркестра трудно представить фестиваль. Анатолия Абрамовича все мы любим с давних пор. Он бережно руководит студентами-музыкантами, вводит их в мир будущей профессии оркестранта и здорово преподает ребятам то, чем они будут заниматься всю жизнь. Мы, солисты, всегда радуемся, когда есть возможность выступить с ним — тончайшим музыкантом и деликатнейшим аккомпаниатором.
 
культура: Конечно, не так легко придумать свежее и оригинальное название для фестиваля — у вас получилось. «Зимние» — понятно, а почему «грезы»? Не потому ли, что все участники — выпускники Московской консерватории — собираются на сцене, о которой грезили в годы ученичества?

Мечетина: Можно, конечно, «вычитать» и эту версию, она справедлива, мы все — ученики одной alma mater. Связано название и с симфонией Чайковского, которая звучала на первом фестивале. Радостная, плясовая, с колокольными перезвонами музыка финала симфонии № 1 «Зимние грезы» напоминала о новогоднем настроении, вере в сказку и мечту. Мы хотели продлить праздник.

культура: Чем интересен второй вечер камерной музыки 6 февраля? «Концерт для холста с оркестром» — так необычно названо одно из отделений. 

Мечетина: Программа — для ценителей и знатоков, но других на фестивале, в общем-то, и не встретишь. Консерваторскую публику непростой камерной музыкой не то что не испугаешь, скорее, привлечешь, поскольку это самый сердечный, душевный и даже интимный тип музицирования. Ему отлично подходит камерное пространство Малого зала Консерватории. «Концерт для холста с оркестром» — это творческий тандем «Времен года» Антонио Вивальди и современной художницы Яны Ланде, которая во время концерта на сцене напишет картину, отражающую образы музыки. Сама Яна говорит, что исследует образ счастья. Формат и идея прекрасны. Подобное я однажды наблюдала во Франции и была крайне увлечена процессом, когда живописное полотно создается в момент исполнения. Возникло ощущение чуда, происходящего здесь и сейчас.

культура: Что прозвучит 12 февраля на заключительном концерте-посвящении Людвигу ван Бетховену? 

Мечетина: Великий композитор родился 250 лет назад, и «Зимние грезы» открывают юбилейный «Бетховенский год», который отмечает весь мир. В Большом зале прозвучат увертюра «Творения Прометея», Пятая симфония и Тройной концерт. Наше трио предстанет в непривычном составе. Обычно мы с Сергеем Антоновым играем с Никитой Борисоглебским, но давно сверстанные планы не позволили ему участвовать в нашем проекте. Скрипичное соло исполнит Гайк Казазян — тоже наш большой друг и единомышленник. Мы радуемся возможности объединиться новым составом благодаря ненаписанному когда-то концерту для виолончели. 

культура: Почему ненаписанному и почему для виолончели?

Мечетина: Это сочинение Бетховена для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром известно как «Тройной концерт». Существует вполне доказательное мнение, что изначально композитор планировал произведение для сольной виолончели — настолько развернута партия этого инструмента, но получился концерт для ансамбля с оркестром.

культура: Действительно ли участники сами выбирают произведения для исполнения?

Мечетина: Художественный руководитель фестиваля не сомневается в том, что когда солисты сами определяют свою программу, то результат оказывается потрясающим. Конечно, мы предлагаем сами, никто не загоняет нас в жесткие рамки, но обсуждаем содержание концертов сообща, и каждый ощущает высокую степень доверия к его замыслам. Мы собираемся и методом мозгового штурма решаем, как позиционировать фестиваль, выстраиваем его драматургию. И, конечно, исполняем то, к чему лежит душа, о чем мечтали. И это вносит задушевность и откровение в атмосферу фестивальных вечеров. Его чувствует публика, а она на «Зимних грезах» — благодарная, замечательная, чуткая.

культура: Можете представить участников фестиваля?  

Мечетина: Мы все люди одного поколения, из одной среды, нас всех связывают теплые отношения, мы рады собираться вместе, и даже не знаю, чего в «Зимних грезах» больше — работы или удовольствия. Мы всю фестивальную неделю живем сообща, и это огромное счастье. Алевтина Иоффе — главный дирижер Детского музыкального театра имени Наталии Сац, замечательный музыкант. Я с ней один раз играла, и это была великолепная встреча. Кларнетист Валентин Урюпин — главный дирижер Ростовского симфонического оркестра. Год назад мы искренне радовались за нашего друга, получившего Президентскую премию для молодых деятелей культуры. Клавесинистка Александра Коренева умеет смешивать старинные произведения с современными и делает это удивительно органично. 
 
культура: Каким видите движение музыкальных фестивалей в будущем?

Мечетина: Фестиваль — удобная модель и современный способ привлечь внимание к каким-то конкретным своим устремлениям и идеям, задачам и их решениям. У меня тоже есть два фестиваля.

культура: Один из них в Сургуте, не так ли?

Мечетина: В Сургуте — Международный молодежный фестиваль «Зеленый шум». Еще один проект — Musica Integral — объединяет профессионалов и любителей, которые учились музыке, но выбрали другие профессии. Считаю, что любительское музицирование нужно поддерживать. С «Зимними грезами» тоже есть точки пересечения — его участники, например, скрипач Гайк Казазян всегда охотно играет на нашем заключительном гала.

Фото на анонсах предоставлены организаторами фестиваля.