Нас ждет «Парижское веселье»

Елена ФЕДОРЕНКО

11.05.2018

Главные музыкальные театры Москвы объявили о планах на следующий сезон.

Для Большого театра он будет 243-м, и о том, что задумано, рассказали на пресс-конференции генеральный директор Владимир Урин, главный дирижер — музыкальный руководитель Туган Сохиев и руководитель балетной труппы Махар Вазиев.

В ноябре Новая сцена примет две одноактовки: проверенный временем строгий «Artifact» Уильяма Форсайта и мировую премьеру «Петрушки» Стравинского, которую поставит словенский хореограф Эдвард Клюг. К лету появится еще один Вечер одноактных балетов. Восстановят шедевр Джорджа Баланчина «Симфония до мажор» и впервые пропишут в афише «Парижское веселье» Мориса Бежара на музыку Жака Оффенбаха. Пачечная неоклассика и лихая зарисовка французских нравов кажется парой неподходящей, но, видимо, именно контраст привлек руководителей.

В апреле на сцене Исторической воцарится трехактная «Зимняя сказка» Джоби Тэлбота. К тому времени живописному балету, осуществленному в «Ковент-Гарден» Кристофером Уилдоном, исполнится пять лет. Английский хореограф уже работал с артистами Большого над «тяжелым соборным Средневековьем» в балете «Misericordes». Шекспировская «Сказка», которую Лондон считает украшением своего репертуара, станет единственным танцевальным приобретением легендарной сцены. Мировая балетная премьера сезона состоится на Новой сцене, и ее название пока не разглашается. Музыку пишет петербуржец Юрий Красавин, чья партитура «Героя нашего времени» была отклонена в пользу композитора Ильи Демуцкого, хореографом станет худрук Екатеринбургского балета Вячеслав Самодуров, его бессюжетная «Ундина» уже прописана в Большом.

Все оперные планы — оригинальны, от копродукций решили отдохнуть. Изменится «Евгений Онегин» Чайковского — вместо спектакля Дмитрия Чернякова публике предложат новую версию Евгения Арье и художника Семена Пастуха, оркестр поведет Туган Сохиев. Театр обратил пристальное внимание на музыку Россини — оба здания получат по произведению итальянца, в постановках примут участие соотечественники композитора. В ноябре на Новой сцене зазвучит «Севильский цирюльник», за его воплощение возьмутся специалист по нелегким комическим сюжетам Евгений Писарев, художник Зиновий Марголин и дирижер Пьер Джорджо Моранди. «Путешествие в Реймс» предпримут режиссер Дамиано Микьелетто, художник Паоло Фантин и Туган Сохиев. Эта премьера на Исторической сцене завершит текущий календарный год. Накануне женского дня Новая сцена встретит поэтическую и печальную «Русалку» Антонина Дворжака в трактовке режиссера Тимофея Кулябина и дирижера Айнарса Рубикиса. Не забудет Большой и о вековом юбилее Леонарда Бернстайна — Исторические подмостки «обживет» его сатирическая оперетта «Кандид» в концертном исполнении, в творческой команде главный дирижер театра Туган Сохиев и молодой режиссер Алексей Франдетти. Среди интригующих тематических программ на разных площадках особое внимание привлекают два гала: Вечер памяти Екатерины Максимовой и торжественный концерт в честь 70-летия знаменитого баса Владимира Маторина. О набирающих популярность трансляциях спектаклей в кинотеатрах России и многих стран мира рассказала пресс-секретарь Катерина Новикова. Те, кто далеко от Москвы, увидят любимые балеты, среди них «Сильфида» и «Дон Кихот», «Спящая красавица» и «Золотой век», «Кармен-сюита» и еще не рожденный «Петрушка».

О перспективах Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко рассказали генеральный директор Антон Гетьман, худрук оперы Александр Титель, главный дирижер Феликс Коробов, руководитель балета Лоран Илер. Грядущий сезон отмечен великим вековым юбилеем. Сто лет назад, в канун 1918 года, была создана Оперная студия, ставшая основой новой компании. В декабре планируются торжественные гала-концерты с участием оперы, балета и оркестра. Многое в задумках перекликается со славной историей коллектива. Например, возобновление «Чайки» Джона Ноймайера. Этот балет создан по чеховской пьесе, отсылающей к творчеству отцов-основателей театра, чьи имена он и носит. Осенью откроется фестиваль Сергея Прокофьева, чья композиторская и зрительская судьба связана с Музтеатром. Проект соберет в единую афишу оперы «Война и мир», «Обручение в монастыре», «Любовь к трем апельсинам», балеты «Золушка» и «Каменный цветок». Три из перечисленных прокофьевских спектаклей — возобновления. «Каменный цветок» Юрия Григоровича и несколько устаревшую «Золушку» Олега Виноградова многие зрители помнят и любят, и труппе важно «перечитать» славные страницы театральной летописи. Оперу по мотивам романа Льва Толстого вернут на сцену собственным творческим триумвиратом: режиссер Александр Титель, дирижер Феликс Коробов, художник Владимир Арефьев.

Балетный худрук Лоран Илер остается верен своим идеям — одноактному формату, просветительской миссии, — знакомит артистов и публику с хореографией прошлого столетия и современными опусами и старается не привлекать к участию в спектаклях звезд со стороны. Одноактовки сложатся в две программы. В осеннюю войдет утонченный «Кончерто барокко» Джорджа Баланчина, и труппа вспомнит элегические «Восковые крылья» Иржи Килиана, которые артисты прежних лет танцевали тонко и вдохновенно. Завершит «тройчатку» неведомая мировая премьера спектакля Андрея Кайдановского. Сейчас хореограф, которого «открыл» для России «Стасик», выбирает музыку и тему сочинения. Вторая, весенняя, программа составлена тоже из трех опусов. «Прогулку сумасшедшего» на музыку Мориса Равеля и Арво Пярта более полутора десятилетий назад поставил швед Йохан Ингер. Медитативное трио «O zlozony / O composite» на музыку Лори Андерсон поставила для звезд Парижской оперы в начале нынешнего века американка Триша Браун. «Свадебка» Игоря Стравинского — сочинение Анжелена Прельжокажа тридцатилетней выдержки из цикла хореографа «Посвящение «Русским сезонам». В нем, по словам Илера, торжествуют «чувственность и сексуальность».

Надеются балетоманы и на встречу со знаменитой, определяющей индивидуальность коллектива «Эсмеральдой» Владимира Бурмейстера, незаслуженно отдыхавшей в текущем театральном году. Конечно, мартовским вечером театр пригласит на очередную «Точку пересечения», где свои силы испытывают начинающие хореографы. Креативные идеи молодых композиторов и либреттистов представит проект «Кооперация».

Среди оперных новинок — триллер Александра Вустина «Влюбленный дьявол», музыка написана 30 лет назад. Идея обращения к этой мистической истории принадлежала дирижеру Владимиру Юровскому, ее подхватили режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев. С предложением постановки камерной версии оперы Томаса Морса «Фрау Шиндлер» пришел в театр режиссер Владимир Алеников, известный своими фильмами. На Малой сцене он вместе с дирижером Тимуром Зангиевым и художником Семеном Пастухом выстроит сюжет о титульной героине — верной помощнице своего мужа по спасению евреев в военное лихолетье. «Под занавес» сезона ожидается встреча со страстным мавром, «Отелло» Джузеппе Верди представят режиссер Андрей Кончаловский и дирижер Феликс Коробов. Бурную жизнь продолжат недавно рожденные проекты: открытые для публики балетные репетиции — опыт, привезенный Илером из Парижской оперы, образовательная «Студия», приглашающая в закулисье, детские мастерские, «Опера на экране».

Стоит сказать, что театры в последние годы редко отступают от намеченных планов, но такое все же случается. В нынешнем сезоне не стоит ждать объявленного Музтеатром «Дон Кихота» в редакции Рудольфа Нуреева, а Большой преподнес сюрприз — в разгар лета в афише вновь появится «Дочь фараона», сочиненная Пьером Лакоттом по хореографии Мариуса Петипа. 


Фото на анонсе: Руслан Кривобок/РИА Новости