Сильная женщина плачет у окна

Елена ФЕДОРЕНКО

12.05.2016

«Васса Железнова — первый вариант» вышла на сцену Малого театра.

Максим Горький написал две драмы под одним названием. Первую — в 1910 году, вторую — четверть века спустя. Они существенно отличаются, популярна поздняя версия с темой классовой борьбы, революционеркой Рашель, выступающей антагонисткой владелицы пароходной компании Вассы Петровны Железновой. На сцене Малого театра титульную роль играла Вера Пашенная — спектакль с ее участием стал легендарным.

Первая редакция нашла сценическое воплощение в театре Корша еще до революции. Новую жизнь подарил ей режиссер Анатолий Васильев, создавший один из лучших своих спектаклей. Сам Горький называл ранний вариант «пьесой о матери». Там все без социальных рифм, политических реалий, общественного пафоса. История о вырождении. Не страна горит, а семья вспыхнула. Измены, убийства, подделка документов etc. Баррикады не на улицах, а в душах.

Мария Осиповна Кнебель любила разбирать пьесы Горького и делала это в совершенстве. Исходным событием в «Вассе» она определяла смертельную болезнь Железнова, который угасает в комнате за кулисами, по соседству со сценой. Сквозным действием — борьбу за наследство. Тут ключик к семейной трагедии. Тема наследства (а по большому счету, власти денег) в русской литературе звучит и у самого Горького в «Последних», у Салтыкова-Щедрина в «Смерти Пазухина» и «Господах Головлевых», у Островского, но нигде не раскрывается столь беспощадно, гневно и зло, как в «Вассе Железновой». Градус напряжения зашкаливает и заставляет всех домочадцев вывернуться наизнанку. Нет положительных героев, все грешники, у каждого запрятан свой «скелет». 

Опытный режиссер Владимир Бейлис решил едкую истовость автора оставить без внимания. Спектакль наивно и неспешно прорисовывает характеры, актеры произносят слово за словом, внимая каждой реплике, — так обычно прочитывают в Малом Островского, с которым театр в родстве особом. Получаются не взрыв устоев и крах династии, а семейные посиделки. Правда, в доме, где нет благополучия и понимания. 

По центру просторной комнаты — обеденный стол, поочередно собирающий персонажей. В них нет развития, первоначально заданное состояние сохраняется на протяжении всего сценического времени. Вассу замечательная актриса Людмила Титова играет строго и однообразно, объявляется страдалицей и правдиво скорбит до последней сцены. Сын Павел (Станислав Сошников) — калека от рождения, пышет злобой и одержим мщением. Есть за что — его молодая красавица-жена Людмила (Ольга Абрамова) открыто гуляет с дядей Прохором, братом Вассы, а у того, веселого распутника (Александр Вершинин), свои виды и право на часть наследства. 

Ничтожного и легкомысленного Семена, старшего отпрыска Вассы, фактурный Алексей Коновалов представляет размашисто и широко. Роль его жены Натальи в исполнении Ольги Жевакиной выходит наиболее живой и изменчивой — покорность и услужливость прорастают в ней звериной сущностью и агрессивной требовательностью. Приехавшая дочь Вассы Анна, давно живущая вдали от родного гнезда и утратившая с ним связь, у Полины Долинской элегантна и холодна. Васса права: никто из них не способен сохранить семейное дело. Молодые — из породы потребителей и нахлебников — не пригодны к отчаянной борьбе, о которой писал Горький. Каждый из них мечтает о деньгах и о времени, когда, заполучив их, можно будет, наконец, вырваться из цепких материнских объятий. 

Конечно, режиссер имеет право на прочтение классического текста в обход яростных взлетов и смятенных катастроф, выдвигая на передний план прием житейского правдоподобия. Но психологическое повествование становится скучноватым, смыслы и акценты тонут в подробностях. На третьем премьерном показе в зрительном зале зияют пустые кресла.

В спектакле, поставленном с очевидным пиететом к деталям, недопустимы неточности. Бросаются в глаза светлый костюм сына на отпевании отца и большой домашний иконостас, сделанный доминантой оформления (художник Эдуард Кочергин). Образ молельной, как и церковные песнопения, на сцене — недоброго вкуса. Кто-то думает иначе и видит в этом особую трогательность. В любом случае ошибки здесь обидны. По православному канону строго обязательны три иконы: Спаситель — в центре, справа от него — Богородица, слева — Иоанн Креститель. Этот трехфигурный деисус может дополняться почитаемыми в доме святыми. Изображение Спасителя, окруженного разными изводами Богоматери, превращает домашний иконостас в выставку живописи.

Все же грузный и подробный рассказ, не вызывающий симпатии ни к одному из героев, в финале заставляет искренне пожалеть Вассу — человека труда, женщину с выжженной душой. Она — победила. Наследство в ее руках и не будет разбазарено. Но победа эта пиррова: Васса потеряла семью, ради которой и множила благосостояние. Мерещатся ей далекий смех и детский лепет — из тех времен, когда была молодой и верила в силу дома и дела.