Театр ниже плинтуса

Татьяна МЕДВЕДЕВА

15.05.2015

Необычный перформанс состоялся на территории дизайн-завода «FLACON». Он был посвящен скандальным и провокационным спектаклям последних лет. И назывался соответствующе — «На дне». Организаторы — фонд «Искусство без границ» — объявили настоящий крестовый поход против так называемой «актуальной режиссуры», которая задает тон на театральных подмостках.

Переступив порог выставочного зала, испытываешь шок. На гигантских фотографиях «обнаженка» и «расчлененка», зверские выражения лиц, кровь, унитазы, сцены садизма, глумление над религиозными символами. Все это документальные кадры — то, что в реальности происходило на разных сценах перед глазами зрителей. Вот дурачатся мужчины в женских лифчиках — с этого начинал Кирилл Серебренников, когда приехал покорять Москву и поставил спектакль «Пластилин». Левее — голые дамы в противогазах с огромными хоботами ползают на четвереньках — это привет из ТЮЗа Екатеринбурга. А вот актриса из московского «Электротеатра» (бывший драматический имени Станиславского) справляет малую нужду прямо на глазах у зрителя — смело и без комплексов. Тут же Владимир Маторин в роли царя Додона из «Золотого петушка» в Большом. Как жаль, что прославленный бас поучаствовал в непотребстве, чтобы идти в ногу со временем. А рядом голые задницы школьниц из спектакля «Жизнь удалась», поставленного Эдуардом Бояковым на сцене театра «Практика». К слову, в этом «шедевре» количество мата зашкаливает даже по меркам нового театрального слова. Ну и, конечно, кульминация выставки — фрагменты из «Идеального мужа» на сцене МХТ и новосибирского «Тангейзера», в которых глумление над христианскими символами достигает самого дна.

Все это мы видели, всем этим возмущались. Но то были разрозненные протесты, отдельные выступления отдельных СМИ. Выставка (точнее назвать ее протестной акцией) «На дне» все деяния современных «актуальных режиссеров» собрала в одном месте и дала представление о целом явлении. Перед нами и «Гоголь-центр», и Центр Мейерхольда, и Театр наций, и «Сцена-Молот» из Перми, и «Современник»…

— Беда в том, что эти постановки сформировали театральную моду, — сказал «Культуре» Андрей Грознецкий, представитель фонда «Искусство без границ».

Многие сомнительные спектакли, отметил он, сняты с репертуара. Но не по причине скандальности, а из-за низкой посещаемости. Что ж, можно только порадоваться за нашего зрителя: не хочет он «хавать» моральную тухлятину.

Еще одна тема, которую затронули организаторы выставки — финансирование подобных спектаклей из государственного бюджета. Суммы на постановки выделяются астрономические. На «Золотого петушка» — 16,5 млн. рублей, на постановки «Электротеатра» — 74 млн., «Сцена-Молот» освоила 10 млн. казенных рублей. Эти цифры указаны на представленных фотографиях. Очень наглядно: вот задница — и рядом сумма в семи-восьмизначных цифрах.

— Большинство скандальных постановок ставились с участием бюджетного финансирования, — отмечает Грознецкий. — Зрители, увидев такой низкопробный спектакль, больше туда не возвращаются. После премьер и скандалов остаются пустые залы. Пора поставить эту ситуацию под контроль.

На открытии выставки присутствовал актер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов.

— Я видел один из спектаклей — «Анна в тропиках» в «Электротеатре», — поделился он. — После сцены, где героиня присаживается на сцене и писает перед зрительным залом, мне хотелось уйти. Но пришлось досмотреть — по долгу службы. Я привык воспринимать искусство, как меня учили великие вахтанговцы, театральная школа Щукина — искусство должно делать человека благороднее, чище и давать ему шанс и надежду на перспективу в жизни. Когда ты ощущаешь запах мочи со сцены, тебе стыдно и неловко.

Особое возмущение вызвало у Герасимова то, какие деньги получил на свои постановки «Электротеатр». Там сделан шикарный ремонт, казалось бы, твори, создавай настоящие шедевры. Но ставка делается на провокацию.

— Это пропагандируется основными фестивалями, которые из года в год дают премии спектаклям, сцены из которых вы видите здесь, — возмущается он. — Создается мнение, что это модно, интересно. Идет мощная пропаганда. А в театр ходит и подрастающее поколение. Я не против обнаженного тела на сцене. Но если в этом есть реальный смысл.

— Моя позиция такая: если режиссер ставит спектакль, который не соответствует эстетике и идее произведения, то он должен это делать не на бюджетные средства, — резюмирует Герасимов. — Увы, сегодня мало талантливой режиссуры и беда с художественными руководителями.

Вторит ему и писатель Юрий Поляков, добавив в список тех, кого «мало», еще и хороших драматургов.

— Выставка показывает только часть безобразия, которое творится в некоторых наших театрах, в том числе и в академических, — сокрушенно констатировал главный редактор «Литературной газеты».

Поляков — не только талантливый прозаик, но и успешный драматург, — видит выход в том, чтобы академический театр сохранял традицию, а экспериментальные постановки проходили в студиях и лабораториях. Это поможет более рачительно распоряжаться бюджетными деньгами.