«Для чего нужно креститься? Неужели нельзя просто верить в Бога?» Так или примерно так некоторые выражают сомнение по поводу христианского Таинства Крещения. Лучше всего на эти сомнения отвечает Сам основатель христианства — и суть этого ответа отражает праздник Крещения Господня.
Нетрудно представить себе шок, который в тот день испытал святой Иоанн Креститель. Пророк и аскет к тому моменту уже давно предсказал приход Спасителя. Неслучайно в православной традиции утвердилось еще и второе имя святого Иоанна — Предтеча, то есть, предшественник. При этом сам святой Иоанн четко знал свое место и напоминал, что он — «всего лишь» пророк, а Тот, Кому суждено прийти после него, — Мессия, Спаситель.
По Евангелию от Луки, Иоанн Креститель «проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя Крещение покаяния для прощения грехов». При Крещении он погружал человека в воду — как символ очищения. В народе даже думали, не Мессия ли сам Иоанн? Но о грядущем Спасителе он говорил: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». И вот этот «Сильнейший» — то есть, Сам Христос, которому, согласно Евангелию, было тогда тридцать лет, — приходит к реке Иордан, где в это время Иоанн крестит народ. Иоанн, как сегодня принято говорить, «шестым чувством» понял, что перед ним Христос, и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю...»
Иоанн как бы предполагает, что теперь-то, после прихода Христа, символическое Крещение в воде больше не актуально — теперь уже ничего символического вообще не нужно, ведь перед человеком стоит Сам воплотившийся Бог. Но что на это отвечает Христос? Оказывается, все не так — Он Сам пришел как раз для того, чтоб принять Крещение от Иоанна. Креститель в глубочайшем смущении: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» В ответ звучат принципиально важные слова Спасителя: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Эти слова — самый точный ответ тем, кто сомневается, для чего принимать Крещение, пускай даже эти сомнения совсем не похожи на сомнения святого Иоанна Крестителя.
Тот, кто «просто верит в Бога», рано или поздно должен будет определиться, в какого Бога он верит? Что это за Бог? Откуда люди о Нем знают? На чем основаны отношения с Ним? Что Он заповедал? И если этот Бог — Иисус Христос, то было бы странно не поступать так, как поступал Он Сам. А Он, безгрешный, хоть и не нуждался в земном очищении, все равно принял Крещение. И в этот момент, как говорит Евангелие, «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!». Именно поэтому второе название праздника Крещения Господня — Богоявление. Через Крещение пророка Иоанна иудейскому народу, а через Церковь и всем нам является Сам Господь. И символическое омовение в воде становится духовным — то есть, полностью реальным. Таково любое церковное Таинство — настоящая, переживаемая человеком встреча с Богом, которая неизъяснима, поскольку по природе своей — тайна.
Именно таково и Таинство Крещения — ведь с этой встречи начинаются отношения Христа и любого человека. Точно так же, как две тысячи лет назад начались отношения с Ним всего человечества.