24.02.2012
Протоиерей Максим: Главное в Великом посте — его целеполагание, то есть то, чего хочет достигнуть через соблюдение поста сам человек, а также то, к чему желает привести его Церковь. И тут очень важно оговориться, что соблюдение поста имеет смысл только для людей, которые причастны и к другим сторонам церковной жизни. Ведь основная цель Великого поста — подготовка к встрече главного христианского праздника Пасхи Христовой.
Это приготовление ведется в нескольких направлениях. Во-первых, человек ограничивает себя в привычных радостях и удовольствиях — это касается пищи, употребления алкоголя и развлечений. Во-вторых, это — усиление внимания к своей внутренней жизни. Пути здесь могут быть разными, в зависимости от той духовной ступени, на которой мы находимся, — так, человеку, который ранее вовсе не имел навыка молиться, можно посоветовать делать это хотя бы очень коротко, но регулярно — утром и вечером. Особенно же полезно Великим постом ввести в практику ежедневное чтение Священного Писания, прежде всего, Евангелия. В-третьих, Церковь призывает постящихся приложить усилия по сдерживанию своих страстных привычек, в частности, раздражительности по отношению к ближним. Ну и, конечно же, пост — это время, когда мы должны больше замечать других людей, в том числе пожилых родственников или детей, которым давно не читали книжки на ночь.
культура: А насколько допустимы постом такие развлечения, как, например, походы в театр или кино?
Протоиерей Максим: В России до революции на время Великого поста театральные представления прекращались вовсе. Но сейчас мы живем в другое время и в иной ситуации. А потому людей, находящихся на пороге Церкви, можно лишь предостеречь от вовлечения в круговорот неумеренного веселья или пограничных, с точки зрения традиционной нравственности, развлечений.
культура: Сложно обойти вопрос супружеских отношений. На эту тему существуют разные мнения. Утверждается даже, будто бы дети, зачатые постом, несут на себе бремя родительского греха.
Протоиерей Максим: Апостол Павел говорил, что супружеское воздержание необходимо для молитвы и поста по взаимному согласию. Только в том случае, когда оба супруга ради духовного возрастания готовы и способны понести это ограничение, оно имеет смысл. Церковь — не армия, здесь ничего не делается в приказном порядке. И считать, что ребенок, зачатый в пост, будет нести в своей жизни ответственность за невоздержание родителей — значит, не верить в плод искупительной жертвы Христа и силу таинства Крещения, в котором омываются все грехи.
культура: Каковы Ваши пожелания людям, которые впервые пытаются соблюдать Великий пост?
Протоиерей Максим: Хочется напомнить одно древнее правило: христианин узнается после первого падения. Действительно, сегодня многие замахиваются на Великий пост, но не всегда по разуму. Прочитав о древних постных уставах и пытаясь их к себе применить буквально, люди убеждаются, что сил хватает лишь на несколько дней, в лучшем случае — на неделю-другую. И в итоге многие оступаются, так или иначе нарушая пост. Но после этого есть два пути — один, который будет вам нашептывать тот, кто, согласно традиционным представлениям, стоит у нас за левым плечом: «Да махни ты рукой! Все равно в этом году уже ничего не вышло». Второй же — от Ангела Хранителя: «Воздохни перед Богом, осознай, что слишком надеялся на себя, а не на Него, поднимайся и иди дальше — навстречу Пасхе Христовой!»