18.05.2012
При этом, если набрать в интернет-поисковике «Кирилл и Мефодий» и пролистать дальше первых двух страниц, Вы найдете огромное количество статей, и едва ли не все тексты будут иметь характер историко-политического анализа. Так за что же почитают Кирилла и Мефодия?
В историко-политических статьях они представлены своего рода византийскими агентами влияния, которых под прикрытием православной миссии отправляют к соседям во вражеский лагерь «наводить мосты». Историки выделяют три основных путешествия святых братьев. Первое — миссия к арабам: в 851 и 856 годах Кирилла и Мефодия перебрасывают в Самарру, столицу Арабского халифата, для переговоров об освобождении пленных. Попутно братья должны поучаствовать в богословском диспуте о Святой Троице с халифом Мутаваккилом.
Вторая миссия — к хазарам. В 860 году братьев отправляют в Хазарию (политический союзник Византии) — конечно же, просвещать иудеев, но не только: еще было задание присмотреться (из Хазарии — ближе и лучше видно) к соседям-славянам, пока что диким язычникам, на предмет, как пишет автор одной из статей, «обращения славян в православную веру и создания с помощью единого алфавита Славянской православной церкви, подчиненной Византии». В такой логике третья миссия святых братьев — в Моравию, к славянам — оказывается, собственно, реализацией политического плана: славяне стали не только единоверцами, но и военными единомышленниками.
Тут принято цитировать автора «Истории России с древнейших времен» Сергея Соловьева: «Моравский князь (Ростислав) должен был понимать, что для независимого состояния славянского государства прежде всего необходима независимая славянская церковь. Вот почему он должен был обратиться к византийскому двору».
Обоснованность исторических выводов не вызывает сомнений. Политический аспект, само собой, имеет право на существование. Вот только все это оставляет далеко за скобками то главное, что есть в портрете святых Кирилла и Мефодия. То, за что, собственно, в России, Болгарии, Чехии, Словакии, Македонии в их честь установлен государственный праздник. Святые Кирилл и Мефодий принесли славянам Евангелие — благую весть о Христе. А это — больше политики.
Чем дальше шагает наука лингвистика, тем громче споры. Популярна версия, что в Херсонесе, на пути в Хазарию, святой Кирилл «нашел Евангелие и Псалтырь, написанные русскими буквами, и человека нашел, говорящего на этом языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные» — а значит, у тогдашних русских славян была некая древняя письменность, на основе которой святой Кирилл и сумел быстро и легко создать славянскую азбуку — глаголицу.
Противоположная версия утверждает, что святой прекрасно знал современный ему славянский язык, и раз то, что обнаружено в Херсонесе, названо «русским», — значит, это нечто сильно отличное от известных тогда языков. Следовательно, не стоит преуменьшать гений святого Кирилла и фактор божественного озарения: он создал славянскую азбуку с нуля.
Научная дискуссия важна и нужна. Но опять-таки недостаточна. Потому что сфера духовного — над ней. А создание славянской письменности святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием — событие в первую очередь духовное. И лишь во вторую — политическое и научное. Неслучайно первой фразой, написанной новыми, только что созданными славянскими буквами, стало начало Евангелия от Иоанна: «В начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Слово бе Бог».
Читайте также: