30.10.2014
Михаил Тюренков, публицист
Сегодняшние оценки Гражданской войны по-прежнему несут на себе ее печать. Каждый небезразличный пытается занять однозначную позицию и, если не из пулемета, установленного на тачанке, то огненным глаголом клавиатуры расстрелять оппонентов: «ВЧК, ВЧК, приласкай же Колчака!» А в ответ — столь же едкое: «Пароход идет мимо пристани, будем рыбу кормить коммунистами!»
Очередной юбилей адмирала Колчака мог бы стать побуждением к миру — через осмысление тех трагических событий и их героев, однако вновь грозит оказаться поводом к разделению. Увы, образ самого Александра Васильевича и сегодня воспринимается исключительно мифологически, а популярный фильм «Адмиралъ» нисколько не раскрывает масштаб этой исторической личности.
Каким же был адмирал Колчак в реальности? Приблизиться к истине позволяют Протоколы заседаний Чрезвычайной следственной комиссии по делу Колчака, в ходе которых узник, прекрасно осознававший свою дальнейшую участь, достойно, не пытаясь увиливать и оправдываться, рассказал о себе словно не следователям, но нам, сегодняшним.
На допросах Колчак подробно поведал и о знаменитой Русской полярной экспедиции 1900–1902 годов, одним из организаторов и участников которой он был в молодости. Экспедиции, важной для России как с научной, так и с геополитической точки зрения. Упомянул, причем без малейшего намека на свои заслуги, и об организованной им полярной Спасательной экспедиции 1903 года, которую знаменитый Петр Семенов-Тян-Шанский назовет «географическим подвигом».
Рассказал Колчак и о событиях Русско-японской войны и первой русской революции, не побоявшись заметить, что их ход не изменил его монархических взглядов, пошатнувшихся лишь в 1917-м, когда адмирал понял, что монархия не в состоянии довести Первую мировую войну (тогда называвшуюся «Великой» и «Второй Отечественной») до победного конца.
И, конечно, подробно поведал о национальной трагедии Гражданской войны, совершенно не приукрашивая свою в ней роль, но категорически настаивая на том, что всегда был за единую Россию и против внешней интервенции. И здесь ему нельзя не поверить: ведь именно в руках Колчака оказалась половина российского золотого запаса, однако передать его «союзникам» в обмен на собственное спасение адмирал наотрез отказался. Он решил, что лучше пусть это золото получат большевики, чем он даст вывезти его из России.
Ознакомившись с протоколами, понимаешь, почему Иван Шмелев называл Колчака «гордостью и отвагой русской», Александр Куприн — «лучшим сыном России», а Иван Бунин в первую годовщину его гибели написал такие слова: «Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что все же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, что и Авель был среди сынов ее. Настанет время, когда золотыми письменами на вечную славу и память будет начертано его имя в Летописи Русской земли».
Лишь об одном умолчал Колчак на допросах, несмотря на настойчивость следователей: о любви к Анне Тимиревой, история которой и стала центральной темой упомянутого фильма...
Сергей Бабурин, лидер партии РОС
Александр Колчак был выдающимся моряком и полярным исследователем, но как государственный деятель вошел в историю со знаком минус. Особое пятно на его биографии — предательство императора Николая II в феврале 1917 года. Из-за этого наряду с другими предателями, в том числе Корниловым и Деникиным, он не пользовался поддержкой тех, кто остался верен династии Романовых.
Человек, нарушивший присягу, не может восприниматься как идеал. Да, он может быть кумиром для тех наивных людей, которые знают историю только по фильму «Адмиралъ», и для поклонников масонов, совершивших Февральскую революцию. Как личность он был, возможно, очень хорошим человеком. Волевым, мужественным. Хотя его отношения с Анной Тимиревой при живой жене вызывают определенные сомнения в его порядочности.
Как военный руководитель и государственный лидер Колчак не состоялся. Факты говорят о том, что именно его неорганизованность и неспособность быть лидером обрекли на поражение Белое движение в Сибири. Надо знать и о его неприглядных поступках. Когда Колчак совершил военный переворот и свергнул Временное Сибирское правительство, он начал массовые расстрелы эсеров, кадетов, большевиков. Попадали, как сейчас бы сказали, «под замес» и совершенно непричастные к политике люди. Мои предки выросли на севере Омской области. И памятники, которые стоят в тех краях, напоминают о тех, кого убили колчаковцы, — эти зарубки до сих пор не стерлись из народной памяти. Своими карательными отрядами он буквально вынудил население бежать в Красную Армию.
Отдельный вопрос — отношения Колчака с англичанами. Эта страница его биографии в течение многих десятилетий затушевывалась историками — и отечественными, и иностранными. Напомню, что Колчак вернулся в Сибирь бороться с большевиками, уже будучи подданным Британской империи. Его отношения с британцами до сих пор являются тайной за семью печатями. Как и реальная судьба золотого запаса России, который захватили белочехи в Поволжье и передали Колчаку. Часть, как всем известно, потеряна где-то на сибирских просторах, часть вывезена за рубеж и не возвращена ни лидерам белой эмиграции, ни большевистской России. И лишь оставшееся было вместе с Колчаком захвачено большевиками в Иркутске. Исчезновение золотого запаса России лежит на совести адмирала.
История все расставила по своим местам. Русский народ поддержал не Белое движение, которое олицетворял Колчак, а красных. Это произошло благодаря социальной направленности большевистских лозунгов, с одной стороны, и неспособности Белого движения предложить что-либо привлекательное для народа в ответ — с другой. Единственное, что могло тогда скрепить нацию, это конституционная монархия. Но во главе Белого движения стояли февралисты — такие, как Колчак. Они оттолкнули от себя многих сторонников монархии, и те пополнили ряды красных. Мало кто сегодня знает, что царских офицеров и генералов в Красной Армии было больше, чем в Белой. И большинство из них были монархистами. Таковы уроки судьбы Александра Колчака.