21.12.2016
В третью зимнюю декаду и новогодние каникулы традиционно ожидается резкий всплеск заказов такси. Однако нынешний декабрь, увы, уже омрачен двумя скорбными случаями, которые связаны как раз с этим видом общественного транспорта. В Ленинградской области водитель по ошибке завез 77-летнего пассажира не в тот населенный пункт, куда требовалось. Пенсионер через несколько часов умер от обморожения. А в Москве, опять же в такси, трое иностранных туристов были ограблены и высажены на окраине города. После чего один из них, 22-летний француз, пропал — через некоторое время его обнаружили в лесу мертвым. Причиной смерти сначала назвали переохлаждение, но потом появились данные об отравлении неизвестным веществом. Если же вспомнить недавнее громкое задержание частного извозчика из подмосковного Ногинска, усыплявшего жертв клофелином, а затем грабившего и выбрасывавшего их на пустыре, что привело к нескольким летальным исходам, картина получится до боли знакомой.
В советское время поездка на такси была делом не самым доступным и повседневным. Таксисты соответственно считались если не привилегированным, то как минимум весьма преуспевающим сословием. Постсоветская отмена государственной монополии в этой сфере привела к появлению заставляющего голову кружиться перечня фирм, конкурирующих между собой и завлекающих клиентов скидками и низкими ценами. Тут и компании с централизованным таксопарком, опознавательными знаками и едва ли не униформой, и просто артели, где у каждого водителя своя машина и свободный график. Про расцветший буйным цветом частный извоз и говорить не приходится.
В результате поездка на такси превратилась в мероприятие совершенно будничное, сродни покупке булки к завтраку. Хорошо ли это? Вне всякого сомнения. Но одновременно стали столь же частым делом криминальные эпизоды и случаи преступной халатности, вроде тех, что произошли на днях. Когда операторов на рынке сотни, а работники через них проходят десятками тысяч, вероятность подобных инцидентов возрастает на порядок. Да и, абстрагируясь от криминала и совсем уж «черной» недобросовестности, сервис нередко оставляет желать много лучшего. Иногородние и даже иностранные водители с сакраментальным вопросом «Дорогу покажешь?» давно стали притчей во языцех. Само наличие за рулем случайного либо плохо подготовленного к конкретной таксистской специфике человека качеству услуг явно не способствует. Вот и в трагедии, случившейся под Ленинградом, «виноватым» оказался навигатор: привез на улицу с нужным названием, но совсем в другом поселке.
Сложно и попросту вредно отрицать полезность малого и среднего предпринимательства в тех отраслях, что не являются стратегическими и не представляют для страны оборонного значения. И уж рынку легковых перевозок лучше быть именно рынком, то есть конкурентной средой, а не объектом госмонополии. Однако и здесь государство, с учетом описанных выше случаев и обстоятельств, обязано всерьез заняться если не монополизацией, то хотя бы адекватным и жестким правовым регулированием. Высокий — пусть и не запредельно — барьер для получения фирмой лицензии, угроза ее быстрого лишения при серьезных претензиях потребителей и проблемах с законодательством, установление обязательных требований к водителям и автомобилям — вот примерный перечень нужных мер. Естественно, для их принятия свое веское слово обязано сказать и гражданское общество. Невидимая рука рынка, убивающая пассажиров вследствие хоть прямого криминала, хоть равнодушия и безмозглости, это, согласитесь, далеко не то, что приемлемо даже для либеральнейшего экономического уклада.
Трагическая гибель пенсионера в Ленинградской области, к слову, имеет и другие нюансы, уже напрямую с такси не связанные. Да, мужчина оказался не там, где ему было нужно, и в силу погоды, возраста и сбоя координации в пространстве стал, выражаясь корабельным языком, терпеть бедствие. Но почему никто не забил тревогу до той поры, когда бедствие привело к ужасному финалу, когда можно было еще исправить ошибку? Соседи видели топчущегося около дома незнакомого пожилого человека, но не подошли, не спросили, нужна ли помощь. А сам он — старой закалки, из тех, кто обременять посторонних своими проблемами не привык. Почему его дочь, узнавшую от родственников, что отец так и не добрался до дачи, и ставшую названивать в диспетчерскую такси, 11 часов там футболили? Не соединяли с водителем, чтобы выяснить судьбу пассажира, — хотя технически такая возможность имеется. Даже на звонок из полиции, куда обратилась женщина, отреагировали строго по регламенту: шлите официальный запрос. Да что же это за регламенты такие! Тут уже возникают вопросы и к государству, и к обществу. К государству — потому что у него, слава Богу, пока монополия на «неотложку». И на правоохранительные и спасательные функции, кстати, тоже. А к обществу — потому что у всех нас остается монополия не менее важная. На чуткость и внимание друг к другу. Во всяком случае так должно быть.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции