23.11.2016
Виртуалы придумали себе новое развлечение: флешмоб «Манекен челлендж». Теперь все замирают, как в детской игре «Море волнуется», а оператор с мобилой ходит среди окаменевших фигур и снимает. Символизирует все это остановку времени. Доктор Фауст восклицал «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» — стоит депутат, в руке папка, в папке законопроект. Ну, уж какое есть.
Депутаты от «Единой России» даже сделали из флешмоба ролик, которым предваряют свои исторические поездки в регионы. Давайте считать, что я отшутился, а вы отсмеялись на рязановскую тему: тут не часы остановились, тут остановилось само время. Если принимать все это за модную шуточку, неумолимый вирусняк, который как захватил Сеть, так и пройдет, чтобы уступить место следующему, столь же скоротечному, то надо ставить точку. Ну, играют люди: то водой все обливаются на глазах у публики и выставляют это в интернет. То про первый сексуальный опыт рассказывают. То постят фотки «Мы классно жили в 90-х».
Спроси у них: «Зачем?» Задай этот простой вопрос — ответа вразумительного не последует. Я не беру сейчас в расчет конспирологов, которые вам тут такого наобъясняют про мировую закулису и выгодоприобретателей от манипуляции общественным мнением, что впору затевать флешмоб «Лезем в петлю». «Модно, занятно, трогательно, смешно» — зачастую это интеллектуальный предел оценки. Гораздо реже звучит «Н-ну… Не знаю, все делают». А вот это самый честный ответ. И самый важный. Имхо.
Эта диалектическая потребность — делать что-то, как все, но при этом хоть на секунду вырваться из рутины, движет людьми, когда они, к примеру, постят свои фотки в молодости. Вот ведь какое дело… Конечно, нам тут же пояснили, что флешмоб про прекрасные девяностые запустил Фонд Бориса Ельцина. Надо как-то корректировать историческую обрисовку лихолетья, вот и играют на том нехитром постулате, что молодость прекрасна, даже когда все в тартарары валится. Но постулат-то верный: зацени фотку, это сзади «Белый дом» горит. Это я, лысина даже не намечается. Плащ смешной, в «Лужниках» на толкучке купил. Там тогда толкучка была. А это Зина, классная деваха. В турецкой куртке. Спирт «Рояль» без «Юпи» пила. Сейчас где-то в Перми, коучингом занимается — и это совсем не то, что ты подумал. Словом, никакой флешмоб не запустится, если не будет угадано тайное желание людей в нем участвовать.
Извините за аналогию, но сколько бы в 1917-м «англичанка» ни гадила, сколько бы мистер Рейли ни плел заговор, а Россию не удалось вверх тормашками перевернуть, если бы солдаты Первой мировой не рвались с фронта домой в деревню, где без них землю делили. Если бы весь властный костяк страны не сгнил. Никто не вышел бы и на флешмоб «Давайте защитим СССР» в те самые 90-е: люди к тому времени действительно устали от того, про что с такой ностальгией теперь вспоминают. Напротив, тогда они легко, злорадно велись на любой звонкий лозунг, на любой протест. Понадобились ваучеры и «ножки Буша», чтоб отрезветь опосля тяжкого похмелья — а каким ему быть от спирта-то «Рояль»?
Возвращаясь в наши дни, задам вопрос: а что зудит в душе современного человека? На какой струне играть, если что? Не так давно довелось быть на презентации многолетнего, фундаментального исследования Института социологии РАН, посвященного России в период кризиса. Несмотря на зафиксированное снижение уровня жизни и личных притязаний, социологи не зафиксировали ни малейшего намека на протестные настроения. Прививка 90-х все еще действует. Пример Украины устрашает. Относительно трудные времена наши граждане хотят скорее тихо переждать, чем решительно изменить. Единственный мощный флешмоб, который нас реально, а не в Сети ждет, — массовое возвращение россиян на приусадебные участки: о таком намерении заявило в нынешнем году на 20 процентов больше опрошенных, чем в предыдущем.
Но на месте депутатов, которые отправятся к избирателям, я бы не расслаблялся, меньше увлекался модными штуками с «остановкой времени», а больше думал, как не расплескать этот кредит народной готовности терпеть. Конспирология конспирологией, но безобидные игры-флешмобы показывают тем, кто захочет увидеть, как работают технологии мобилизации, если зерна падают на благодатную почву.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции