09.06.2016
С 16 по 18 июня в Петербурге пройдет международный экономический форум (ПМЭФ). Логично было предположить, что Запад, на все лады склоняющий Россию и обвиняющий ее во всех смертных грехах, проигнорирует это событие. Но нет. Еще за месяц до открытия все площади были раскуплены — пришлось срочно готовить дополнительные. Желание приехать в нашу страну выразили такие гиганты, как Siemens, Metro, Societe General, и масса других. Представлены они будут преимущественно первыми руководителями и вице-президентами. Итальянскую же делегацию и вовсе возглавляет председатель правительства Маттео Ренци. Прилетят практически все, от кого так или иначе зависит мировая экономика. Число заявок от иностранцев по сравнению с 2015 годом выросло на 15 процентов. В церемонии открытия примут участие генсек ООН Пан Ги Мун и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, а освещать трехдневное действо в «изолированной стране», чья экономика, по словам Барака Обамы, «разорвана в клочья», будут две с половиной тысячи журналистов. Всех бы так «изолировали».
Вопреки болтовне русофобов и всевозможным спекуляциям Россия совсем не выглядит изгоем. Благодаря санкциям экономика оживилась, отечественный бизнес вкупе с азиатскими компаниями активно занимает места ушедших европейцев. Возвращение ЕС может оказаться запоздалым, а то и ненужным. Глава Минсельхоза РФ так и заявил на коллегии своего ведомства: «Даже если эмбарго отменят, их продукция нам не нужна».
Подобным образом дело обстоит и в других отраслях. Россия резко продвигается вверх практически во всех оценочных ранжирах. Так, в топе инновационных экономик от Bloomberg она заняла 12-е место, расположившись по соседству с Израилем и Австрией. В рейтинге креативности, который выводит канадский Martin Prosperity Institute, мы на 38-м месте из 139. В рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса от Всемирного банка Doing Business — 51-е место. При том, что в прошлом году были на 62-м, в 2013-м — на 92-м. Впечатляет? А вот еще. В очередном докладе об Индексе глобальной конкурентоспособности «разорванная в клочья» поднялась сразу на 8 позиций, шагнув с 53-го на 45-е место (из 140 стран). Уж на что Международный валютный фонд не оптимист в оценках, да еще в отношении стран, которые Штаты считают противниками, и тот уверяет, что в нынешнем году российская экономика сократится всего на 1,5 процента. При этом инфляция снизится до 6,5 процентов, а в 2017 году Россия вернется к экономическому росту.
Есть еще одна причина пробудившегося интереса, она имеет геоэкономический характер. Европа вступила в полосу мучительного выбора: заключить соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве с США (а это значит окончательно потерять самостоятельность) или вернуться к активному сотрудничеству с нашей страной и к идее Путина о едином экономическом пространстве «от Лиссабона до Владивостока» — он выдвинул ее в 2010-м. Тогда канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала российские предложения «не более чем видением будущего». А в конце прошлой недели неожиданно для многих вдруг высказалась в пользу этой идеи и за постепенное сближение с Россией. Для соблюдения политеса обусловив все это, конечно, выполнением Минских соглашений, в которых мы, кстати, как и Запад, выступаем лишь консультативно-гарантирующей стороной. Если еще учесть, что Берлин, несмотря на возражения ряда союзников во главе с Вашингтоном, продолжает поддерживать строительство второй нитки газопровода «Северный поток», то вырисовывается знаковая картина. Ее завершающим мазком можно считать статью в апрельском номере норвежской Dagbladet. Она посвящена визиту в Европу Барака Обамы и уже в самом начале выносит ему приговор: «Это история о континенте, который он потерял». «Он нас разочаровал», — вторит немецкий Der Spiegel. Пожалуй, преждевременно искать здесь признаки смены германского курса, но очевидно, что Берлин все пристальнее вглядывается в российские берега, отворачиваясь от американских.
Популярности ПМЭФ добавляет и противоречивая ситуация в самой Европе, где намечается раскол и уже вовсю идут разброд и шатания. Проект ЕС явно требует внутренних реформ, иначе может приказать долго жить. И тут снижение градуса конфронтации с Россией способно сыграть ключевую роль. Ведь очень многие правые, критикующие нынешние европейские власти и сами рвущиеся в руководящие кресла, выступают за нормализацию отношений с нашей страной. Используя это как весомый аргумент и предвыборный лозунг. Что могут противопоставить им те, кто сейчас у руля? Только одно — перехватить инициативу, демонстрируя стремление «все исправить».
Получается, ПМЭФ-2016 — это своеобразный строевой смотр перед тем, как дадут старт возобновлению полноценного экономического сотрудничества. И все хотят занять на нем наиболее выгодные позиции. Ведь выбор-то на сей раз за нами, и от того, как эти новые-старые партнеры уйдут со старта, во многом будет зависеть их место на финише.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции