Походом на Бетховена

Евгения КРИВИЦКАЯ

22.11.2013

В Москве начались гастроли Венского филармонического оркестра. 

Как и в 2007 году, нынешний приезд состоялся благодаря фонду «Музыкальный Олимп». В столице старейший коллектив Европы пробудет почти неделю: сыграют все симфонии Бетховена, осмотрят главные достопримечательности. 54-летний дирижер Кристиан Тилеманн — художественный руководитель Зальцбургского Пасхального фестиваля, главный дирижер Саксонской капеллы в Дрездене, музыкальный консультант Байройтского фестиваля — намерен побывать и в Большом театре: пока в качестве туриста.

За почти 170-летнюю историю Венский филармонический лишь 14 раз отважился на исполнение полного комплекта симфоний Бетховена. Последние прецеденты состоялись под управлением Тилеманна — в Берлине, Париже, Токио и теперь — в России.  Гости не стали придерживаться хронологии и начали с центральных, зрелых партитур. Праздничная бравурность Четвертой симфонии как нельзя кстати подошла для открытия гастролей, а экстраординарный темперамент маэстро Тилеманна обеспечил драматический накал Пятой симфонии. 

Дирижер, начинавший как ассистент легендарного Герберта фон Караяна, похоже, впитал его пафосность и имперскую мощь. «Цикл симфоний Бетховена представляет Вселенную, и мы делаем все, чтобы ее завоевать», — так сформулировал Клеменс Хелсберг, президент Венских филармоников. 

Однако если для вагнеровских опер, где Тилеманн — непререкаемый авторитет, такой стиль более чем уместен, то в бетховенской музыке героическая концепция сейчас не в чести. И лишь феноменальное мастерство оркестрантов способно если не оправдать, то примирить с «походом на Бетховена». Внимания заслуживает каждая деталь: мягкость тона струнных, слаженность духовых, красота их тембров и этикетность фраз. Восхитительная «старомодность» проявляется и во внешнем «фрачном» облике оркестрантов. Венский филармонический — это оркестр, где играют состоявшиеся артисты. Раньше сюда категорически не включались женщины. Теперь из правила стали делать исключения, но четыре оркестрантки на весь коллектив — это, скорее, уступка европейской толерантности, чем смена убеждений.

На уикенд запланировано много интересного, целых пять сочинений. В субботу предлагается оценить эволюцию, совершившуюся от Первой к Третьей симфонии, а в воскресенье, «разогревшись» на Восьмой, воспеть гуманизм Девятой симфонии, призвав к вселенской радости. Здесь  к венцам присоединится Хор Академии хорового искусства имени Виктора Попова, а среди солистов-вокалистов приятно видеть российское меццо Светлану Шилову.