06.11.2019
— Многие люди, приходя в современное, технически оснащенное заведение, не догадываются, сколько нам лет на самом деле, — рассказывает экскурсовод Анна Блохина. — Думают, мы открылись в 2011 году. И задача нашей экскурсии — раскрытие истории «Неизвестного планетария».
В действительности «начинался» планетарий в весьма сложный для страны период, в 1927-м, всего через пять лет после окончания Гражданской войны, именно тогда Моссоветом было принято решение о его создании. Первый камень в основание здания заложили в следующем году, в день осеннего равноденствия. К 1929-му десять планетариев было возведено в Германии, один — в Вене, еще один — в Риме. Наше научно-просветительское учреждение, первое в России, стало тринадцатым в мире. Спроектировали его молодые авангардисты Михаил Барщ и Михаил Синявский.
— Форма параболического купола сегодня напоминает нам ракету, а ведь в те далекие времена можно было лишь мечтать об освоении космоса, — отмечает экскурсовод. — Сейчас мы понимаем, что для простых людей планетарий являлся своего рода народным университетом.
Поэт Владимир Маяковский откликнулся на открытие новым стихотворением, начинавшимся со строк «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий».
Немцы на тот момент были лидерами по производству оптики, монополистами в «планетарном» искусстве, поэтому демонстрационный аппарат (который, кстати, тоже называется «планетарий») заказали именно им, конкретнее — предприятию «Карл Цейс Йена». Он был установлен в августе 1929 года, а ныне занимает почетное место в экспозиции музея. Прежде два полусферических проектора были соединены длинной фермой, сейчас — нет, поэтому все желающие могут увидеть, как устроен аппарат. В центре металлического купола со множеством «окон» — большая лампа накаливания. У каждого окошка — сильная линза и фильтр со множеством дырочек, благодаря которым на своде-экране демонстрируются звезды. Первый планетарий прослужил без малого полвека, мог бы работать и более, но техника пошла вперед, поэтому его заменили на новый, также цейсовский. Второй аппарат, «трудившийся» до 1994 года, — рядом, он не разобран, и экскурсанты могут оценить масштаб этого произведения оптического искусства. Кстати, две полусферы необходимы для того, чтобы показывать звезды видимые с Северного и Южного полушарий Земли. Аппарат в рабочем состоянии, такие же, между прочим, до сих пор используются в отдельных планетариях России.
Интересная деталь: в какой-то момент зрители стали замечать, что звездное небо выглядит не слишком реалистично: светила не мерцают, как это бывает в действительности. Наши специалисты обратились к производителям с просьбой доработать аппарат, а педантичные немцы ответили, что их чудо оптической техники и без того достаточно хорошо, и переделывать его отказались, более того, заявили, что это сделать невозможно. Но наши инженеры решили иначе, и благодаря придуманной ими конструкции звезды замерцали.
— Первый аппарат носил номер 13, поскольку был тринадцатым в мире, — продолжает Анна. — Номер второго — 313. Это совпадение, но мы посчитали, что 13 — счастливое для нас число, поэтому номер третьего аппарата, который работает сейчас, — 613.
Планетарий оставался открытым даже во время Великой Отечественной войны. Есть мнение, что его не разбомбили из-за хорошо заметного серебристого купола, который служил ориентиром для немецких летчиков. А вот лихие 90-е едва не закончились для планетария печально. Из-за недостаточного финансирования начались проблемы, в том числе технического плана. На смену лекциям пришли различные развлекательные мероприятия, а в какой-то момент здание и вовсе признали небезопасным для посетителей. Оно закрылось на реконструкцию на целых 17 лет, многие опасались, что его откроют в совершенно ином качестве, что вместо научно-популяризаторского заведения здесь будет, к примеру, модный клуб. Но печальные прогнозы не сбылись, а сам планетарий стал еще ближе к звездам.
— Мы мечтали о классическом музее, о новом лектории, поэтому было принято решение увеличить здание, — поясняет экскурсовод.
Но как это сделать? В центре Москвы, на Садовом кольце все очень плотно застроено. Проектировщики приняли довольно смелое решение — в буквальном смысле приподнять планетарий. Здание выросло на шесть метров. Под основание строения весом более трех тысяч тонн завели 24 мощных гидравлических домкрата, которые подняли его наверх. Приподнимая планетарий, строители устанавливали по периметру стен металлические кольца, которые со временем стали колоннами. На одну из них можно и сейчас посмотреть в музее: ее не залили бетоном, подобно остальным, а укрыли стеклянной витриной. На эту титаническую операцию потребовалось неполных два месяца. В результате площадь планетария удалось увеличить в пять раз: три подземных этажа, наземные пристройки (если бы здание не выросло, они бы заслоняли архитектурный шедевр, что, согласитесь, недопустимо).
— Теперь у нас есть двухэтажный музей музы астрономии Урании, 4D-кинотеатр, Малый звездный зал, интерактивный музей «Лунариум» и многое другое, — рассказывает Анна. — На плоской крыше находится музейная зона под открытым небом — Астрономическая площадка. Ее открыли еще после войны, но тогда это был «парк неба на уровне земли». Сейчас же, когда все здание взмыло ввысь, за ним последовал и музей.
Сердце планетария — Большой звездный зал. Кстати, первоначально основой для «неба» служила матерчатая основа, но после реконструкции ее заменили алюминиевые перфорированные листы. Благодаря этому улучшилась акустика.
— Новый аппарат сделан специально для Московского планетария, он называется «Универсариум М9», — поясняет экскурсовод.
Сейчас это не две полусферы на ферме, а большой шар со множеством «окошек». А еще здесь мощные акустические установки, кинопроекторы, транслирующие на экран-купол фильмы о космосе, прочее современное оборудование... Рассказывать посетителям о «Неизвестном планетарии» будут продолжать и после празднования юбилея, которое завершится 10 ноября.
Фото на анонсе: Сергей Карпухин/ТАСС