Отворот-приворот — 60 миллиардов оборот

Юлия ГОНЧАРОВА

14.01.2014

?ванные в том, чтобы он не был принят. Неудивительно: оборот оккультных услуг — свыше шестидесяти миллиардов рублей в год. Налогов с них не платят, контроля никакого. Предприимчивые мракобесы даже берутся обучать своей науке. Спецкорр «Культуры» прошла курс в школе ведьм.

Берем газету «Комсомольская правда» или популярные еженедельники «Антенна» и «7 дней». На самых заметных местах — объявления от тех, кто хочет сделать вашу жизнь лучше. Потомственная ведунья снимет венец безбрачия. Ясновидящая приворожит любимого — сделает его импотентом для всех, кроме тебя. Магическим образом решат все проблемы Алтайская колдунья или Сибирская ведунья. Сельская матушка Мария видит прошлое и будущее по сахару. Цыганские, сербские и венгерские специалисты гадают почти задаром: «оплата по возможности». А наша отечественная ведьма — вообще альтруистка: заявляет, что денег не берет. Ну, как к таким не обратиться? Вдруг жизнь и впрямь наладится: муж вернется, рожу ребеночка, денежки зашуршат... 

Брось родителей, заведи любовника

Основная масса клиентов — инфантильные женщины, еще не утратившие веру в сказки. Можно над ними посмеяться, но… У нас абсолютно нет структур, которые могли бы профессионально помочь в сложной ситуации.

Казалось бы, давно известно: плохо — сходи в церковь. Но после стольких лет безбожия в России до сих пор очень мало воцерковленных людей. Останавливает даже то, что священники — мужчины, а плакаться в жилетку мы привыкли подружкам. Да и грузить батюшку своим «любит — не любит» как-то совестно, не по чину.

Есть и другие специалисты, например психологи. Но, во-первых, не в наших традициях иметь личного психоаналитика. Во-вторых, это достаточно дорогое удовольствие. Ну а в-третьих, как понять, шарлатан он или квалифицированный специалист?

Как-то раз, когда, как это порой бывает в жизни любой молодой женщины, все пошло наперекосяк, я пошла изливать душу к подобному врачевателю. Вдруг поможет? Приглушенный свет, тихая музыка, в углу благоухает аромалампа, в мягком кресле развалился кандидат психологических наук. Выслушал он меня и огорошил: «Нелады с мужем? Заведите любовника — многие так живут». Взял две тысячи за консультацию — и до свидания.

Деньги ушли, проблемы остались. Услышала в метро рекламу «Московской службы психологической помощи населению». Помогают бесплатно. Записали, проводили в комнатку. Вошла дама-психолог, обдав меня запахом школьной раздевалки после урока физкультуры, и изрекла: 

— Конфликт вашего мужа и родителей вас не касается — пусть орут, это их проблемы.

Тогда я обратилась в престижную ведомственную поликлинику. Медная табличка на двери психиатра пестрила кучей регалий — вот оно спасение! 

— На работе напряженная обстановка — увольняйтесь, — отрезала дама-доктор. — Докучают больные родители — бросайте их, живите отдельно...

На прощанье врач выписала таблетки, приняв которые, я совсем перестала беспокоиться. Впала в такой анабиоз, что не могла справиться даже с телевизионным пультом. На третий день выкинула таблетки — стало значительно лучше. 

Вскоре, как это часто бывает, все в жизни наладилось. Но вот однажды черт меня дернул наткнуться в интернете на некий «сайт позитивной психологии», где учат думать и действовать легко и весело. Там-то меня и достали костлявые руки...

В темноте и при свечах

«Зайди к нам на страничку, и ты поймешь, что можно сделать жизнь такой, какой хочешь», — получила я в почту сообщение от девушки Д. Зашла. Это оказался форум магии, там же реклама школы, где можно выучиться на ведьму. Доменное имя портала не привязано к стране и имеет окончание com. Поскольку сайт русскоязычный, валькирии сюда слетаются в основном из стран бывшего СССР.

Зарегистрировалась. В форумчанках, как мне казалось, обрела искренних подруг. Мне давали советы, выслушивали, подсказывали, направляли, сочувствовали. Предлагали сделать диагностику. Для этого надо выслать по электронной почте свое фото и подробное описание проблемы, а на указанный счет перевести 30 долларов. Не вопрос. Результат оказался неутешительным. Исправление моей кривой жизни ведьмы оценили в 800 долларов. Сумма, надо сказать, определяется индивидуально. Великолепные психологи по описанию жизненной ситуации оценивают платежеспособность клиента. И назначают именно столько, сколько он готов выложить. Раз в неделю в течение двух месяцев в темноте, при свечах, онлайн со своими виртуальными приятельницами я читала заговоры.

И, о чудо — через неделю мне предложили работу с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Волшебство! То, что я целый год вкалывала в этой сфере параллельно с основной работой, на радостях как-то позабылось. Тут новое счастье — на банковскую карту поступает приличная сумма. Подарок судьбы? Конечно! Правда, через пару месяцев позвонил бывший работодатель и поинтересовался, получила ли я деньги? Но это еще вопрос, заплатил бы он, если бы мне не наколдовали!

Короче, новые подруги убедили меня поступить в школу магии.

Погостов на всех не хватит

Школа существует давно — наш выпуск стал седьмым. Время обучения — три курса по четыре месяца, потом для самых достойных практикум. Цена курса — 300 долларов. Собралось нас 14 человек: Кемерово, Волгоград, Харьков... Из Москвы — больше всего. Причем четверо, оказалось, живут в одном районе. Учителя же наши расположились на востоке Самостийной. Кстати, там реклама магов и волшебников запрещена, этим и объясняется международное доменное имя.

Устав ведьминского университета оказался строг. Чуть что — отчисляют: за разглашение информации о школе, учениках, содержании уроков, за нелояльность. Одну даму отчислили после первых же уроков. Давно увлекаясь эзотерикой, она попыталась поделиться своими знаниями — с точки зрения школы ведьм, это мракобесие.

Для начала нас стали учить техникам НЛП — нейролингвистического программирования. Получать энергию от граждан, выводя их на проявление эмоций — любимый прием старухи Шапокляк. Изучали языческих богов. Гадали на картах. Вызывали духов стихий. Мы занимались днем и ночью. Уроки три раза в неделю по несколько часов. Все остальное время делали домашние задания. Голова была занята только тем, где достать пчелиный воск, пеньковую веревку, пшеницу и прочие атрибуты колдовства, нетипичные для большого города. Научилась самостоятельно отливать свечи.

За несделанное домашнее задание выгоняли с позором. Кикиморы-учительницы позволяли себе самые нелестные отзывы по части наших умственных способностей. «Здесь не было и не будет никакой демократии. Если мы сказали прыгать с крыши, значит вы должны прыгать. Авторитет учителей сомнению не подлежит», — гласит еще одно правило школы.

Не выдержав прессинга, ушли еще четверо. Остальные мужественно терпели. Носились по лесам в поисках поганок и мухоморов, обдирали ветки для изготовления метлы. Шокировали продавцов покупками «без сдачи» (оказывается, это по-ведьмински). Самым сложным в Москве оказалось найти подходящие перекрестки. Обычные не подойдут: нужны не заасфальтированные. Но только стоило присмотреть годный, как через пару дней там появлялись дорожные рабочие. 

Отдельная тема — кладбища. Куда же нечистой силе без этого. Страшно? Конечно. Правда, пугают не духи и покойники, а гастарбайтеры-рабочие, да такие же сумасшедшие маги и волшебники. Ведь в одной Москве подобных «хогвартсов» несколько десятков, не считая толпы самостоятельных «наставников». Погостов на всех не хватает. 

Увы, как говорится, даром преподаватели время со мною тратили. Сколько я не билась, а чакры не чувствовала, да и со стихиями был полный провал. У однокурсниц бегали духи огня — саламандры. У меня же таращил глаза лишь администратор здания, который, увидев свечи на рабочем столе, принес мне в кабинет табличку об ответственности за противопожарную безопасность. Им в четыре руки мыли голову русалки. Я же могла визуализировать в своей ванной только слесаря с вантузом. Про земляных гномов я вообще молчу — воображения у меня явно не хватало. Только однажды, просидев за компьютером часов сорок, я увидела перед собой черные точки — вот они, сильфы!

Проблемы с деньгами? Нет, с головой

Шерстяные клубки, карты, чужие фотографии, свечи всевозможных форм и цветов, каменная соль и чекушка водки — таким стало содержимое моего рабочего стола. Из-за постоянных выездов в леса, поля и на кладбища не оставалось времени на работу. Денег становилось все меньше. «О, — запричитали феи, узнав о проблеме, — так это ж денежный канал у тебя совсем забит, надо почистить». Очередная сумма отправилась на Украину. Результат чистки был специфический: на работе мою ставку сократили.

Чем дольше я училась, тем меньше видела жизненных улучшений. Выслала волшебницам фотографии своей и маминой квартир — те увидели в моем доме покойников. Спасибо, у мамы полегче — всего лишь бес подселился. В общем, чистить — не перечистить. Но главное зло скопилось в нашем семейном антиквариате: если от него избавиться, то сразу найдутся финансы на всё.

Однажды ночью, не в силах оторваться от форума, я, параллельно беседе, развлекалась умножением двузначных чисел. И тут обнаружила, что нет у меня проблем с деньгами. У меня проблемы с головой. За полгода я перевела на Украину три с половиной тысячи долларов. О чем поспешила сообщить подругам-ведьмам.

Меня тут же обвинили в неблагодарности и меркантильности, форум загудел от негодования. Куда делись милые и понимающие подруги? Посыпались оскорбления и угрозы. Меня с позором изгнали «за нелояльность к школе и неуважение к учителям». Стоит ли добавлять, что деньги за недослушанный курс мне никто не вернул?

Неопределенный колдун

По подсчетам социологов, каждый пятый россиянин хоть раз в жизни обращался к колдунам и ведьмам. Опрос ВЦИОМ показал: 80% населения допускает присутствие в жизни сверхъестественных сил. Каждый десятый признался, что вдохновляется «колдовством и магией». 

С января этого года вступили в силу более жесткие требования к рекламе народной медицины. Теперь объявления не могут содержать информацию о конкретных случаях излечения или улучшения состояния здоровья в результате обращения к целителям, создавать представление о преимуществе «альтернативных» методов по сравнению с традиционными, в них не должно говориться о том, что нет необходимости обращаться к врачу. Знахари не имеют права употреблять медицинские термины, такие как, например, «лечение» и «диагностика». Кроме того, за занятие народной медициной без соответствующего разрешения целитель может быть оштрафован на сумму от 2000 до 4000 рублей.  

А вот для астрологов, ворожей, колдунов и т.п. рекламных препятствий нет. Еще в 2010 году Комитетом ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству был принят проект закона о запрете рекламы оккультно-мистических услуг. Однако документ завис. И, как сказали нам в Комитете, к нему вряд ли вернутся в ближайшее время. Причина — замечание юристов о том, что нет точного определения слов «маг», «ведьма», «колдун»...

Между тем в Институт имени Сербского ежегодно на лечение поступают более сотни человек, заработавших после посещения колдунов диагноз «депрессия» или «невроз». Это лишь надводная часть айсберга: в реальности людей с серьезными надломами психики в разы больше. 

Контроль над рекламными объявлениями гадалок и экстрасенсов необходимо усилить, убежден председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

— В сети шарлатанов, обещающих исцеление любых недугов при помощи магии, попадает огромное количество граждан, так что любой препон, созданный для подобного рода деятельности, будет полезным. 

Однако, по его словам, призвать к ответственности за подобный обман совсем непросто: преднамеренность лжи надо еще доказать. Мало ли, вдруг чародей искренне верит, что если долго и ласково разговаривать с фотографией, то изображенный на ней субъект ответит взаимностью...