22.03.2018
культура: Как Вы подружились с анимацией?
Великовская: В девять лет родители отвели меня во вгиковскую школу для детей — к волшебникам, создававшим мультики, на которых я росла. Тогда же определилась с выбором профессии, ничего другого уже просто не хотелось. Любимый фильм — «Варежка» Романа Качанова — привел в кукольное творчество, а любимый педагог, участвовавшая в создании «Боцмана и попугая», «Заячьего хвостика» и «Сказки про елочку», художник-постановщик Марина Курчевская подарила первые уроки мастерства.
культура: После окончания института Вы три года трудились в анимационной студии «Шар». Чему научились в вузе и «аспирантуре»?
Великовская: ВГИК — очень хорошее место для получения базового, расширяющего кругозор образования. Наши мастера давали нам свободу экспериментировать и пробовать разные техники. В «Шар» пошла для того, чтобы научиться делать рисованную анимацию в сотрудничестве с выдающимися художниками. На базе студии я сделала первый рисованный фильм «Про маму», научилась не бояться разных техник, искать глубину и жизнеподобие, превращающее анимацию из условного искусства в безусловное, дарящее радость. Самое ценное в нашем деле — миг, когда зритель начинает верить в сказку.
культура: Как создавался Ваш наиболее сложный и оригинальный фильм «Кукушка»?
Великовская: Я отталкивалась от образа пустыни и снимала на песке в условных декорациях, созданных из перезимовавших под снегом полиэтиленовых пакетов. В пустыне есть первозданная атмосфера, это мир, где материализуются миражи. В детстве я часто проводила лето на бескрайних белоснежных пляжах близ Паланги и перенесла эти воспоминания на экран. Все мои фильмы в разной степени автобиографичны, они касаются проблем семьи, в основном материнства.
культура: Какие отзывы коллег Вам дороже всего?
Великовская: Критические. Первый, неприятный, урок мне подарил прекрасный режиссер Валентин Ольшванг. Я привезла на Суздальский фестиваль свою дебютную работу «Мост», от которой он не оставил камня на камня, говорил: «Это не персонажи, а бездушные куклы, какие-то манекены, они не ходят, а перемещаются в пустоте...» Теперь, приступая к картине, долго размышляю: а есть ли у моих персонажей характер, насколько они живые? Уделяю внимание деталям и, порой кажется, чересчур увлекаюсь — очень боюсь впасть в «манекенчество». А второй, лестный, урок преподал Юрий Норштейн. Юрий Борисович признался, что сильно смеялся на премьере «Кукушки», и отметил: моя идея совпала с воплощением. Очень важно, чтобы техника, в которой выполнена работа, логически вытекала из ее замысла. Сейчас я делаю российско-немецкий анимационный фильм «Узы». Это экспериментальная рисованно-объемная картина, выполненная 3D-ручкой: девушка приезжает в чужой город, выходит во двор и цепляется юбкой за проволочные качели, которые начинают распускаться, как клубок ниток. А затем «распускаются» и другие задетые ею предметы, мир погружается в хаос.
культура: Кто из мастеров экрана Вам близок по духу?
Великовская: Из старшего поколения — Юрий Норштейн, Александр Петров и мой учитель Станислав Соколов, представивший на Берлинале свою потрясающую «Гофманиаду». Среди ребят моего возраста слежу за творчеством Натальи Чернышевой, Анны Будановой, Антона Дьякова, Лени Шмелькова, а также недавней выпускницы ВГИК Нади Федотовой. Всех не перечислишь — ярких имен у нас очень много.
культура: Какие картины украшают Вашу внутреннюю галерею и подсказывают новые изобразительные решения?
Великовская: Перед началом каждой работы пересматриваю любимые ленты — «Древо желания» Тенгиза Абуладзе, «Лунного папу» Бахтиера Худойназарова и «Дорогу» Федерико Феллини. Это мистические истории блаженных странников, блуждающих по бесконечно чуждому для них миру и не находящих в нем места.
культура: Ваше воображение питает некоммуникабельность?
Великовская: Нет, скорее, ощущение случайности и мимолетности существования, потерянности в непостижимом. Творчество помогает преодолеть это чувство и собрать мир заново, буквально с чистого листа.
культура: Планируете ли заняться полнометражной анимацией?
Великовская: Пока нет. Это приключение не для слабонервных, ведь за любой коммерческой картиной стоит труд целой фабрики. Вдохновляюсь примером потрясающей студии «Лайка», подарившей нам «Коралину в Стране кошмаров» и «Кубо. Легенда о самурае» и доказавшей, что у кукольной анимации есть большое, полнометражное будущее.
Фото на анонсе: Вячеслав Прокофьев/ТАСС