Там, где кончается асфальт

Александр АНДРЮХИН, Омск

08.09.2016

Повышение качества российских дорог, борьба с хищениями при их строительстве и ремонте стали одним из основных приоритетов в работе властных структур. Вот и в минувший вторник Владимир Путин, говоря о развитии дорожной сети, предупредил, что будет внимательно следить за тем, как расходуются денежные средства, предназначенные на решение поставленной задачи. 

Это касается практически всех регионов. Наш спецкор побывал на раскуроченных улицах Омска, с которого почти полгода назад и началась дорожная революция. А заодно выяснил, почему в соседней Тюмени покрытие — на зависть заграницам.


Ловите яму

Когда активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ), проинспектировав 130 городов, определили Омск по степени убитости дорог на 50-ю позицию, жители возмутились: мол, завышаете — наше место последнее. 

Рытвины, между которыми вынуждены на малой скорости лавировать  автомобилисты, приводят к ежедневным пробкам, хотя транспортная загруженность здесь довольно средняя. Автобусы застревают в канавах, пассажирам приходится выталкивать их, чтобы продолжить движение. Главная причина обращений в автосервисы — «поймал яму». Местные депутаты ставили вопрос о введении чрезвычайного положения, а горожане устраивали пикеты у мэрии, протестуя против бездействия начальства. Таксист Дмитрий Козлов даже публично, припарковавшись у входа в администрацию, объявил голодовку.

— Я устал без конца ремонтировать свой автомобиль из-за вечных колдобин, — рассказал мне Козлов. — Но голодовкой ничего не добился. Как все было, так и осталось.

Сейчас многое улучшилось, заверили меня в мэрии. Однако на приезжего человека и обновленный вариант производит гнетущее впечатление. На Левобережье улицы по-прежнему словно после налета, а только что отремонтированные дороги похожи на штаны с наложенными второпях заплатками. На Маяковского, Богдана Хмельницкого, Лермонтова — просто размазанный асфальт и никаких других дорожных элементов: ни бордюров, ни очерченных краев, ни ливневых стоков. Во многих местах уже скопились лужи. Почти нигде не увидел разметки. Тротуары представляют собой пласты неровных кусков асфальта. На каких-то улочках зачастую его вообще нет, остатки дорожного покрытия плавно перетекают в грунтовку. А ведь это почти центр города. 

Немало омичей убеждены, что причина такого плачевного состояния — отсутствие финансирования из Москвы. Об этом свидетельствуют горячие диспуты на местных форумах, где кипит ненависть к «зажравшейся» столице. 9 апреля, за пять дней до «Прямой линии» с президентом, более полутора тысяч человек вышли на Театральную площадь с требованием навести порядок. Немногим ранее мэр Вячеслав Двораковский заявил, что на ремонт нужно 9 млрд рублей, а в городском бюджете имеется лишь 100 млн. В 90 раз меньше. При таком раскладе не оставалось ни малейшей надежды, что дороги когда-либо приведут в норму.

Зимой вспучило, весной смыло

14 апреля этого года жительница Омска Екатерина Черненко на всю страну ославила родной город, задав на «Прямой линии» с президентом Путиным вопрос о дорогах. И часа не прошло, как на улицах появились рабочие в оранжевых куртках и начали забрасывать сырые по весне ямы землей и битым кирпичом. Я побывал на том памятном месте, откуда Екатерина обратилась к президенту. Это улица Богдана Хмельницкого. Тогда женщина стояла практически в луже, а за ее спиной проваливались в ямы машины. Сейчас ям на проезжей части нет, но стоит зайти на тротуар, можно ноги переломать.

Местные власти объявили тотальную борьбу с бездорожьем. И средства вдруг откуда-то взялись, причем весьма немалые. Прав оказался Владимир Путин, когда, отвечая на вопрос Екатерины, сообщил, что в региональных дорожных фондах денег хватает, вот только направляют их на решение других задач. 

Финансы на развитие дорожной сети Омской области поступали регулярно — из федеральной казны, плюс из местной. В 2012-м из обоих бюджетов в дорожный фонд Омской области было направлено 3,4 млрд рублей, в 2013-м — 4,5 млрд, в 2014-м — 3,6 млрд, в 2015-м — 3,7 млрд, в 2016-м — 7,7 млрд. 

Однако не все деньги использовались по назначению. В 2016-м ситуация изменилась. На звонок президенту отреагировали не только дорожники, но и областная прокуратура. Тут же активизировались проверки целесообразности расходов. 

— Было установлено, что в шести сельских районах ремонтные организации неправомерно использовали бюджетные средства, — рассказал «Культуре» прокурор управления по надзору за исполнением законов Омской облпрокуратуры Павел Умрихин. — Выявлено около пятисот нарушений — дорожные службы занижали объемы работ, использовали некачественные материалы. Ущерб составил более 400 млн рублей.

Теперь благодаря прокуратуре сборы от транспортных налогов, штрафов и акцизов на бензин направляются в дорожный фонд (тогда как до этого они поступали в областной бюджет), в результате он пополнился еще на 2,5 млрд рублей. 

А толку-то? На сайте горадминистрации висит список улиц, которые ремонтировались в минувшие два года. Однако горожане улучшений не заметили. Видимые изменения появились лишь с апреля. 

Если внимательно просмотреть перечень дорог, подлежавших ремонту в разные годы, то обращает на себя внимание тот факт, что некоторые топонимы встречаются по нескольку раз. К примеру, Ленина реставрировалась в 2014-м, 2015-м и 2016-м, в нее вбухали более 2 млрд рублей. По иронии судьбы именно на этой улице я угодил в провалившийся грунт.

— Даже не знаю, по каким критериям администрация отбирает дороги для починки, — поделился опасениями лидер общественной организации «Оплот» Андрей Ткачук. — По гостевому маршруту, надо полагать. Мы проводили опрос. Горожане в первую очередь хотят видеть отремонтированными те улицы, из-за которых возникают пробки. Но ни одна из них в список мэрии не попала. Вошли центральные, в обновлении особо не нуждавшиеся. Например, улица Короленко, ее длина всего 200 метров. А такие убитые, как Завертяева, Багратиона, Челюскинцев, ремонтировать не собираются. 

Хотел я поговорить с вице-мэром Омска Сергеем Фроловым, возглавляющим департамент городского хозяйства. Но времени для встречи у чиновника не нашлось. Ладно, посмотрим стенограммы его выступлений. Вот про 2015-й. Из областного бюджета получено 162 млн рублей. Плюс софинансирование из городского. Улучшено 17 дорог. Но опять не слава богу.

— Деньги пришли поздновато, и к работам мы приступили в полном объеме лишь 9 сентября, — рассказывает вице-мэр. — Заканчивали уже при минусовых температурах...

А дальше — самое интересное. Зимой, сетует Фролов, случилось несколько сильных перепадов температуры. В результате те дороги, где была ливневая канализация, выдержали, а где не было — поплыли. Вместе с ними поплыли и потраченные на них денежки.  

— В прошлом году на ремонт городских покрытий в общей сложности выделили 640 млн рублей, — пояснил «Культуре» руководитель омской региональной рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» Вячеслав Васильев. — Реально в рамках капитального строительства было исправлено только два объекта — улица Андрианова и пересечение Заозерной улицы с проспектом Королева. На это ушло 300 млн рублей. Поскольку деньги оставались, решили отремонтировать Иртышскую набережную и подлатать еще несколько улиц. Работали без всякого проекта, обмеры делали на глаз, отфрезеровали верхние слои и наскоро покрыли асфальтом. Весной его снесло паводком. Так что набережную и остальные 14 улиц нужно ремонтировать заново. Кстати, на Иртышской ливневая канализация была. Просто надо еще и стоки чистить перед стартом работ. 

Так и трудились. Добросовестно клали асфальт, а он уплывал с первым паводком. И начинай сначала...

— Подобное всегда бывает, если не придерживаться технологии, — комментирует ситуацию инженер-дорожник Алексей Белов. — Уже одно то, что в Омске работы развернулись 9 сентября, настораживает. Горячую смесь нельзя укладывать при температуре ниже пяти градусов тепла. Она просто не успеет уплотниться, и асфальт получается рыхлым — куски будут отлетать от струи поливальной машины. Холодные смеси выдерживают и меньшие температуры, но не минусовые. Уложил при «минус пять» — дорога не доживет до лета. В мороз запрещено использовать даже литые смеси. А в Омске клали асфальт в лужи, в дождь. При первом же заморозке вода, превращаясь в лед, увеличивается в объеме и начинает выламывать дорожное полотно. Не асфальтируют и в снег — это же какое-то средневековье.  

— Некоторые подрядчики не имеют ни специалистов, ни рабочих, ни техники — лишь письменные столы в офисах, — продолжает Васильев. — Когда они выигрывают конкурс, то набирают гастарбайтеров, закупают самые дешевые материалы и берут в аренду убитую технику. По завершении работ ни о каком гарантийном сроке и речи не идет. Компании тут же банкротятся. 

А ведь на сайте горадминистрации я видел: на закупку дорожно-ремонтной техники ежегодно выделялось от 50 до 100 млн рублей. Правда, в последние два года графа пустует. Но не может ведь техника за столь короткое время прийти в негодность?

— Сегодня у города нет ни одного асфальтоукладчика, — говорит Васильев. — Случилось следующее. Подрядным организациям задерживали перечисление денег, думаю, умышленно. Набежали крупные штрафы. И в счет их погашения Омск отдал подрядчикам технику. Это провернули еще при старом мэре.

Положение обязывает

— Действительно, с подрядчиками есть проблема, — признает пресс-секретарь минстроя Омской области Тамара Дубинец. — Их нужно постоянно держать под контролем, чтобы они делали работу качественно. Мы часто выезжаем на места дорожных работ и, если замечаем недостатки, заставляем переделывать.

По ее словам, не последнюю роль в том, что приходится иметь дело с не очень профессиональными ремонтниками, играет кризис. Оказывается, мэрия весьма ограничена в средствах. Несмотря на то, что в распоряжении областного дорожного фонда имеется несколько миллиардов рублей, городу на дорожно-ремонтные работы выделяется чуть более 600 млн. То, что из-за этого страдает качество, косвенно подтвердили и в компании «Стройсервис», одной из немногих, к которой нет претензий. 

— Дороги в Омске настолько запущенные, что для качественного результата приходится выполнять и работы, не предусмотренные в смете, — рассказал мне начальник дорожно-строительного участка по имени Владимир. — Они не оплачиваются, делаются за счет компании. Считайте, благотворительность. Если честно, никто за халтуру не накажет, но положение обязывает. Мы известная фирма, а не какая-то шарага.      

Кстати, именно на участки «Стройсервиса» представители минстроя любят приводить гостей и журналистов, чтобы продемонстрировать высокое качество, и показательно снимают пробы-керны для лабораторных исследований. 

Кроме «Стройсервиса», в Омске поминают добрым словом еще одну компанию — тюменское ЗАО «Аэродромдорстрой». Именно она в 2005 году отреставрировала улицу Масленникова, которая и сегодня как новенькая. 

К слову сказать, в Тюмени строить дороги умеют. По национальному рейтингу ОНФ там они лучшие в стране. Вопрос, почему такой разброс, ведь два города друг от друга — рукой подать. Звоню в департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Тюмени.

— Мы работаем только с нашими городскими компаниями, будь то строительство дорог, капремонт или реконструкция, — говорит председатель комитета строительства и ремонта дорожной инфраструктуры Евгений Захаров. — Всех знаем, сотрудничаем с ними давно. Одни специализируются на ремонте обычных дорог, другие на реконструкции транспортных развязок. Есть специалисты по скоростным трассам, по ямочным ремонтным работам. Текучки практически нет, потому что зарплаты достойные — специалисты у нас ценятся.

Однако реконструировать и ввести в строй хорошую трассу мало. Важно еще на много лет сохранить ее в надлежащем состоянии. Это осуществляет комитет текущего содержания улично-дорожной сети. Ничто так не старит дороги, как дождь, снег и лед.

— У нас современная техника, стоит на круглосуточном дежурстве, — дополняет председатель этого комитета Алексей Васенин. — Если возникают какие-то погодные катаклизмы, бригады выезжают моментально. Где техника не дотягивается, люди вручную лопатами убирают.

Чтобы надолго сохранить дороги, нужно использовать и качественные реагенты, которые бы разрушали лед, но не портили покрытие.

Также Тюмень славится тем, что умеет целесообразно расходовать деньги. К примеру, транспортные налоги целиком идут в местный дорожный фонд, другое дело, что не все тюменцы оплачивают данный налог. Поэтому в городе часто проводятся рейды по выявлению злостных неплательщиков.

Кроме того, Тюмень отличает высокий уровень организации движения, чтобы нагрузка от транспорта распределялась равномерно. Световая информация во время пробок направляет водителей по более свободным улицам, в городе используется двухцветная разметка, которая видна под снегом. Такого в России больше нигде нет. 

Но вернемся в Омск.

— Для того чтобы к нам опять пришли на конкурс «Аэродромдорстрой» и другие, подобные ей организации, которые не банкротились и банкротиться не собираются, нужно формировать крупные лоты, — считает депутат Омского горсовета Юрий Федотов. — Они привезут свою технику и построят еще одну улицу Масленникова.

А мелкие объемы в масштабах переулка или части улицы, по мнению депутата, интересуют лишь маленькие и не слишком надежные бригады. Препятствием же для составления крупных лотов и соответственно привлечения к городским заказам авторитетных компаний является мизерное количество средств, которое отпускается из регионального бюджета. И впрямь, почему такое неравное распределение из дорожного фонда: облцентру — 600 млн, области — несколько миллиардов? С этим вопросом я обратился в правительство субъекта. 

— Нам нужно поддерживать федеральные трассы и областные дороги, — ответила официальный представитель администрации Лариса Зенг. 

Кстати, покрытия в области ненамного лучше городских, хотя на их содержание тратится в десять раз больше. Собеседница объяснила это природными катаклизмами. 

— В этом году зимой наблюдались большие перепады температур, а весной было затоплено более 70 дорог, — вздохнула она.

Куда уходят деньги

Интересная штука — деньги. На нехватку финансов привычно списывают отвратительное качество работ, а то и полное безделье. Так вроде понятнее и короче. «Почему дороги плохие?» — «Денег нет!» И весь разговор. На самом деле все сложнее. Об этом мне поведал один из руководящих работников области, попросивший не упоминать его фамилии.

— Вы говорите, городу выделяем мало, — прищурился мой собеседник. — Рады бы больше, да он освоить не сможет. Чтобы получить из бюджета средства на ремонт дорог, нужна документация, план работ, детальная смета и так далее. Мэрия с оформлением бумаг возится до середины лета, затем чуть ли не в августе проводит конкурс подрядчиков и второпях набирает первых, кто подворачивается. А серьезные организации за работу не берутся, потому что летнее время упущено. При этом мэрия возлагает вину на область — якобы задерживаем перечисления до сентября. Но мы не можем переводить средства в апреле под честное слово, без оформления документации. После этого уже осенью в пожарном порядке кладут асфальт, чтобы успеть до морозов. И, конечно, не успевают. Уложенное таким образом покрытие к весне превращается в кашу. И так из года в год. Эти 600 миллионов, которые выделяются городу, просто закапываются в землю. Дай 9 миллиардов — закопают и их. Мы наблюдаем это уже много лет. 

Примечательно, что так же считает и вице-мэр Сергей Фролов. На одном из заседаний он утверждал, что более 600 млн рублей город освоить не в силах. Цитирую по стенограмме: «Нет смысла увеличивать сумму на ремонт дорог. Если не вести строительство новых, то больше невозможно освоить в течение лета». 

Впрочем, в области с деньгами картина похожая.

— Скажу вам, что не только город не в силах освоить средства, но и область, — отмечает Вячеслав Васильев. — Из трех миллиардов, которые она выделяет себе на дорожные работы, реально осваивается менее полутора. Оставшиеся деньги возвращаются в бюджет или тратятся на другие нужды.

Чем закончится начавшаяся в апреле борьба с бездорожьем, будет видно весной. Не хочется загадывать плохое, но, судя по торопливым заплаткам на тех участках, где после выступления президента проводился авральный ремонт, асфальт, похоже, привычно поплывет. А вместе с ним и выделенные вдвое против обычного суммы — 1,3 млрд рублей городу и 6,4 млрд — области. Рад бы ошибиться.


Виноваты бюрократы 

Откуда берутся плохие дорожные покрытия, нам рассказал руководитель инспекции ОНФ «Оценим качество дорог» Александр ВАСИЛЬЕВ: 

— Говорят, что качество зависит от климата, но это не так — достаточно обратить внимание на то, что десятка городов-лидеров представлена 7 федеральными округами. Знаю участок трассы Иркутск — Красноярск, которому 30 лет, и он до сих пор не нуждается в обновлении, поскольку построен с соблюдением всех технологических норм. Кроме того, необходимо достойное и своевременное обслуживание в процессе эксплуатации.

Замечено, что в тех регионах, где нет хороших взаимоотношений между областным центром и муниципальными образованиями, дороги отвратительные. Зачастую средств, которые область выделяет тому или иному городу, хватает лишь на текущий ремонт, но не на капитальный. В той же Тюмени, например, большое внимание уделяют как раз капремонту. Он значительно дороже, но если грамотно проведен, результат лет на десять, а то и более. К тому же на «длинной дистанции» во времени это, пожалуй, выгоднее, чем несколько раз в год латать дыры на асфальте.

Доля вины за плохие покрытия лежит и на бюрократии. Чтобы подготовиться к капремонту, документацию нужно согласовать с несколькими ведомствами. Для текущего же особых согласований не надо. Неудовлетворительное состояние дорог именно там, где не могут грамотно подготовить бумаги. Из-за этого в регион не идут крупные компании — косметические доделки не для них. Есть одна уловка: многие руководители, которые действительно хотят иметь качественные дороги, обходят бюрократические препоны и под видом текущего ремонта делают капитальный.

Проблема и в том, что не во всех регионах расходование денег происходит прозрачно. Спасти положение может только общественный контроль.