Солдат медведя не обидит

Наталья МАКАРОВА Александр БРАТЕРСКИЙ

04.06.2015

Одно из ключевых ведомств, обеспечивающих российское присутствие в регионе, — Министерство обороны. На днях в арктическую зону был отправлен очередной воинский десант. Экологический. Прежде, чем обустраиваться, хороший хозяин займется сначала уборкой.

Работы предстоит провести на архипелагах Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Новосибирских островах, мысе Шмидта, острове Врангеля и ряде других территорий. Еще с советских времен там осталось наше военное имущество, техника. Около ста тысяч единиц бочкотары, десятки тысяч тонн металлолома, уже непригодные к использованию горюче-смазочные материалы, подлежащие сносу старые постройки... Все это надо утилизировать и вывезти.

— Эти работы будут проведены в рамках выполнения поставленной президентом Путиным перед министром обороны Шойгу задачи по осуществлению мер особой ответственности России за сохранность Арктики, — сообщили «Культуре» в Минобороны. — При реализации мероприятий по воссозданию и развитию военной инфраструктуры уделяется особое внимание вопросам экологической безопасности. 

Арктический десант состоит из трех взводов по двадцать человек. В высоких широтах он будет находиться до октября. Уже закуплено спецоборудование для резки металлоконструкций, прессовки пустой бочкотары, утилизации нефтепродуктов и других работ. В ближайшее время в Арктике планируется создать мощную военную инфраструктуру.

Тем временем Минприроды подготовило заявку России по Арктическому континентальному шельфу. В ведомстве надеются убедить международную комиссию, действующую под эгидой ООН, что хребты Ломоносова и Менделеева — это продолжение континентального шельфа России. Если удастся, то Россия получит преимущество при добыче полезных ископаемых на шельфе, а запасы углеводородов могут достигать здесь 5 млрд тонн. Битва будет нелегкой — датчане успели подать заявку раньше нас и тоже претендуют на хребет Ломоносова. «К тому же, — обратил наше внимание научный сотрудник ИМЭМО РАН, специалист по Арктике Павел Гудев, — в составе комиссии находятся представители достаточно враждебных России стран — Грузии и Польши».

То, что Россия активно включилась в арктическую гонку, стало понятно, когда заброшенную еще с советских времен арктическую инфраструктуру начали восстанавливать российские военные. Глава Минобороны Сергей Шойгу несколько раз проводил совещания, на которых заслушивал доклады военных о реконструкции арктического аэродрома «Темп» на острове Котельный, а также о создании Арктической группировки — туда входят две мотострелковые бригады. В этом году военные должны сформировать еще и армию ВВС и ПВО в составе Северного флота и завершить развертывание подразделений арктических войск на Новой Земле, острове Врангеля и мысе Шмидта. 

В прошлом году в Арктике состоялись первые за много лет масштабные учения. А в марте нынешнего в арктических маневрах были задействованы более 35 000 военнослужащих, а также 41 боевой корабль, 15 подводных лодок и 110 самолетов.

Речь не о бряцании оружием, чтобы напугать потенциальных противников или же белых медведей. (Кстати, о мишках. Бойцам дано строжайшее указание крайне тактично вести себя с хозяевами льдов: стрелять разрешается только в крайних случаях, да и то — только в воздух. Косолапым и этого достаточно, чтобы ретироваться.) Военное присутствие России в Арктике — часть стратегии по продвижению в том числе и экономических интересов в регионе. «Арктика постепенно превращается в один из мировых центров добычи углеводородов и мощный узел международных транспортных коммуникаций», — сказал Шойгу на одном из совещаний.

За активностью России в Арктике пристально наблюдают за рубежом — особенно напрягается Канада. Там в действиях российских военных видят чуть ли не угрозу собственному суверенитету. Павел Гудев называет подобные заявления популистскими и напоминает: «В советское время Канада и СССР успешно сотрудничали в этой сфере».

Пока неясно, получится ли сегодня арктическое партнерство с Канадой, а тем более с США. Сейчас начался двухлетний период председательствования Штатов в Арктическом совете. По мнению Гудева, Вашингтон может использовать эту возможность для противодействия России. Не исключено, что он постарается привлечь на свою сторону других членов совета — представителей приарктических государств. К тому же США не скрывают, что военные интересы в регионе для них не менее важны, чем экономические, — об этом четко сказано в Национальной арктической стратегии.

Пока же у них в регионе негусто: есть базы на Аляске, а также несколько подводных лодок. Постоянное видимое присутствие обеспечивается лишь одним ледоколом «Полярная звезда» — ему уже сорок лет. Недавно командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт признался, что техникой для эвакуации судна в случае поломки военные не располагают. Влиятельный американский журнал Foreign Policy отмечает: «США сегодня остаются позади такого арктического государства, как Россия». Впрочем, у США есть еще база ВВС в Гренландии. Во времена «холодной войны» она имела огромное стратегическое значение, там служили 10 000 солдат и офицеров, но теперь ее численность уменьшена в десять раз. 

Сегодня, когда началась новая гонка за Арктику, база опять играет важную роль: отсюда можно наблюдать за любой активностью в регионе. В середине 2000-х здесь появилось новое оборудование, в том числе и расположенная на борту самолета лаборатория НАСА для мониторинга Арктики. Кто их знает, что они на самом деле мониторят, но утверждают, что ситуацию с таянием льдов...