23.04.2015
Трудно поверить, но всего лишь триста лет назад феномена детства попросту не существовало. Ребенок воспринимался как «неокуклившийся» взрослый. Скажем, в живописи лишь со временем — а точнее, с развитием светского портрета (на Руси несколько веков преобладала иконопись) — стали появляться детские изображения. Поначалу стилизованные под античных Диан и Флор, они постепенно приобрели индивидуальные черты («Портрет А.В. Тропинина», около 1818 года). Не отставала и мода для малышей, во многом предвосхитившая развитие «взрослого» костюма. Скажем, унисекс, очень популярный в хиппующие 60-е, встречался несколькими веками ранее — правда, лишь в детских нарядах. Мальчиков и девочек одевали практически одинаково вплоть до начала XX века, в чем можно убедиться, взглянув на фотографии семьи императора Николая II, где цесаревич Алексей предстает в платьице — почти как у сестер. Что касается девочек, то в их гардеробе были длинные кружевные панталончики, напоминавшие элемент мужского костюма.
Впрочем, общетеоретическими вопросами содержание номера не ограничивается. Здесь можно прочесть почти детективную историю, посвященную картине страдальца Павла Федотова «Сватовство майора» (1848). Или рассказ о художнице конца XIX века Антонине Ржевской, не решившейся подписать свою самую знаменитую работу «Веселая минутка» (1897) из-за распространенных тогда гендерных предрассудков. А еще — рассуждения Александра Бенуа об эстетическом воспитании и впервые опубликованные письма его брата Альберта, художника, скучавшего в Париже по оставшимся в Советской России внукам. Кроме того, из безусловных удач — статья, посвященная «мирискуснику» Льву Баксту, показывающая его с неожиданной стороны: не как создателя роскошной сценографии к «Русским сезонам», а как любящего отца — обожавшего не только собственного сына, но и дочь жены от первого брака.
Серьезный круг авторов — искусствоведы, музейные работники, кандидаты и доктора наук; доступная подача материала без малейшего заигрывания с читателем; редкие архивные документы — все это новый номер «Русского искусства», издаваемого Благотворительным фондом им. П.М. Третьякова. И, конечно, визуальный ряд: хрестоматийная картина Решетникова «Опять двойка» (1952), Хрюша и Степашка с выставки «Советское детство», билибинские иллюстрации к русским сказкам — уносящие в прекрасный и беззаботный мир детства.